Английская версия

Курсы кузнецов

 Где выучат на кузнеца в России?


 

За последние четыре десятилетия кузнечное дело прошло непростой путь от вымирающего ремесла до активно развивающегося искусства. О перспективах роста говорят появление многочисленных гильдий и союзов, ежегодные российские фестивали и мастер-классы, выставки, представляющие талантливые работы признанных мэтров и начинающих, произведения из металла, украшающие городские улицы, частные владения и коллекции. После периода забвения профессия кузнеца становится если не популярной, то уж,  по крайней мере востребованной. Естественно, что вопрос о получении образования в области художественной обработки металла приобретает все большую актуальность. Поэтому журнал Мир Металла задался целью выяснить, где и в каком объеме можно получить навыки этого непростого, но интересного дела.


  От Мухи до УралГАХА.
Санкт--Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Барона А. Л. Штиглица основана в 1876 году и долгое время была известна как ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Это одно из наиболее авторитетных художественных учебных заведений России.
   Поступить в муху трудно, а учиться в ней еще сложнее, но это настоящая школа. На первый курс в академию поступают всего 150 человек, и со студентами занимаются очень серьезно.
   Кафедре художественной обработки металла (ХОМ, факультет декоративно-прикладного искусства) уже больше 30 лет. Форма обучения – очная, продолжительность – 6 лет. Иногородним студентам предоставляется общежитие, поэтому сюда едут со всей России. К абитуриентам предъявляется одно главное требование: они должны быть творчески одаренными. Необходимые навыки - академическое беглое рисование и свобода мышления (умение фантазировать, сочинять), а вот навыков работы с металлом не требуется.
   Общая направленность кафедры - архитектурный металл, а сам город, в изобилии украшенный решетками, воротами, оградами мостов, является огромной учебной площадкой.
   Николай Александрович Яшманов, заведующий кафедрой ХОМ, подчеркивает, что здесь готовят не кузнецов, а художников. В дипломе выпускника-мухинца (а бывшие студенты, несмотря на смену названия вуза, продолжают себя именовать мухинцами) будет значиться: художник со специализацией художественная обработка металла. Самое главное для педагогов - выявить творческую сущность человека и развить его дар, а выбор материала (металл, дерево, стекло, керамика и т. д.) уже вторичен.
   Важно, что абитуриент поступает сразу на кафедру, а не просто на факультет. В Мухе нет курса общих наук продолжительностью три-четыре года, а с первого курса начинают систематически изучать специальность. Еще одна принципиальная особенность кафедры ХОМ: все студенческие работы подтверждаются материалом. В процессе обучения ставятся разные задачи по проектированию, под каждую задачу выбирается новая технология, а воплощение осуществляется исключительно в материале (не в макете).
   Студенты должны воплощать свои идеи, а не копировать чужие работы - такова позиция преподавателей.
   Много времени уделяется изучению академических предметов - рисунку и живописи, ведь они - техническая основа, необходимая для свободного творчества. Тогда как на Западе во многом утрачены традиции академического рисунка, в России сохранилась сильная школа. В академии стараются максимально расширить кругозор учащихся, студенты очень серьезно занимаются историей искусств, историей декоративно-прикладного искусства, несколько лет для них читают лекции высококлассные специалисты Эрмитажа, Русского музея...
   В ходе обучения студентов знакомят почти со всеми возможными технологическими процессами обработки металла - oт просечного железа до литья. Специалист, окончивший Муху - это специалист широчайшего профиля, способный работать в любой технике. Еще одно прославленное художественное учебное заведение - Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова (Москва). История этого многопрофильного вуза началась с 1825 года, когда он еще именовался Школой рисования в отношении к искусствам и ремеслам. С училищем связана деятельность таких знаменитых зодчих и художников, как С. В. Иванов, М. А. Врубель, А. В. Щусев, К. А. Коровин и другие.
   На факультете монументально-декоративного и прикладного искусства с 1945 года открыта кафедра художественной обработки металла и других материалов. В качестве «других» материалов могут выступать камень, дерево, стекло, пластмасса.
Кафедра готовит художников по металлу, которые проектируют различные объекты для интерьера и экстерьера (ювелирные, кованые и монументальные).
   На обучение каждой специальности отведен один семестр. Студенты знакомятся с форматорским делом (умением формовать работы в гипсе), кузнечным, ювелирным, эмальерным, граверным и слесарным делом, гальванопластикой, чеканкой, выколоткой.Такой подход еще в ученичестве приучает под каждое проектируемое изделие выбирать оптимальные материал и технологию.
   Ключевое отличие Строгановского университета было обозначено еще его основателем графом С. Г. Строгановым: здесь готовят художников для создания изделий российских, русских по духу и самобытных. Следование этому принципу привело к тому, что еще в начале XX века на мировых художественных выставках работы выпускников Строгановского училища производили фурор, получая самые высокие оценки.
Еще одно отличие заключается в преподаваемой технике рисунка: в МГХПУ преподается конструктивный рисунок, при этом большое значение придается развитию объемно-пространственного мышления, пониманию конструкции и пластики формы.
   Срок обучения в Строганова - 5,5 лет. У вуза нет своего общежития, что значительно ограничивает возможности иногородних абитуриентов.
   Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА) была основана 81947 году. На сегодня это один из ведущих вузов России в сфере градостроительства, архитектуры, дизайна, изобразительного искусства, информационных технологий и единственный вуз такого профиля на Урале.
   На кафедре декоративно-прикладного искусства с 1990 года была открыта специализация художественная обработка камня и металла. Преподаватели передавали ученикам исконное уральское мастерство органичного соединения металла и камня (простого и ограненного) в одном изделии.
   В 2005 году успешно защитил дипломные проекты первый выпуск новой обособленной специализации академии - художественная обработка металлов. Впервые в истории УралГАХА появились кузнецы с высшим образованием, и, надо отметить, это были талантливейшие выпускники. В дипломе указывается квалификация «кузнец-дизайнер».
   Особенности обучения определяются спецификой заведения: здесь работают с архитектурным металлом и монументально-декоративными формами. Выпускники со знанием архитектурных особенностей и тенденций могут, во-первых, предложить решение в металле, которое будет учитывать все аспекты планового участка, а во-вторых, выполнить работу. Все преподаватели кафедры - члены ассоциации «Кузнецы Урала».

   Московский государственный вечерний металлургический институт (МГВМИ) готовит специалистов и в области технологии художественной обработки материалов без отрыва от производства. В институт принимаются как граждане России, так и жители стран ближнего зарубежья.
   При МГВМИ на платной основе открыта Школа кузнечного мастерства, которая продолжает систему обучения данного вуза, - ведь кузнечное дело возвращает нас к началам металлообработки и металлургии. Школа дает всем - и школьникам, и имеющим высшее образование - возможность приобщиться к древнейшему ремеслу. Обучение в школе дифференцировано по четырем уровням подготовки.
   Желающие получить основы знаний по практическим методам ковки в течение трех месяцев обучаются ковке и обслуживанию кузнечного хозяйства и получают квалификацию «подручный кузнеца». Курс второго уровня продолжается полгода; за это время здесь обучают изготовлению изделий средней сложности, дают уроки рисунка, композиции, основ технологии кузнечного дела. Окончившим присваивается квалификация «кузнец-подмастерье». Лица со среднеспециальным образованием (ПТУ, техникум, колледж) обучаются 10 месяцев, получают практические знания по ковке сложных и особо сложных художественных изделий, а также углубленные знания по рисунку, композиции, дизайну, проектированию. Успешно сдавшим экзамен присваивается квалификация «мастер-кузнец». Четвертый уровень подготовки рассчитан на студентов МГВМИ, которые в курсе «Мастерство» получают широкий спектр знаний и навыков - как гуманитарных, так и технических и экономических. Итогом обучения становится дипломный проект, демонстрирующий весь полученный опыт. Студенты квалифицируются как инженеры-технологи по художественной обработке металлов.
   Есть немало примеров, как кузнецами становились и выпускники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В Репе не обучают навыкам работы непосредственно с металлом; но полученное базовое художественное образование очень высокого уровня, впоследствии можно успешно применить в самых разных сферах искусства.
   «Главное в таком образовании - не закрепощать себя в жестких рамках скульптуры или, скажем, живописи, - считает Тимур Агеев, выпускник-скульптор. - Ребята оканчивают отделение живописи и после этого занимаются и витражами, и гобеленами, и при этом остаются живописцами. Если ты окончил этот институт, это не значит, что теперь должен заниматься только станковой скульптурой в камне и бронзе. Нет, ты - художник, и имеешь право искать формы реализации своих талантов и навыков».
   Сам Тимур, получая высшее образование, параллельно поступил на обучение в кузницу, где постиг основы кузнечного дела, прошел необходимую школу. Сейчас он занимается и ковкой, и скульптурой, пробуя в некоторых работах соединить эти две столь разные пластики (проекты «скульптура в металле»).

Бесценный опыт художественных училищ

   Для успешной работы художнику-кузнецу необходимы несколько условий. В первую очередь, конечно, талант, а также системная подготовка. Важную роль в освоении профессии сыграет художественное образование.

   Хорошую академическую подготовку по рисунку, живописи и композиции дают Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха, Ярославское художественное училище, Екатеринбургское художественное училище им. И. Д. Шадра, Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, Рязанское художественное училище им. Г. К. Вагнера, художественные училища Суздали, Павлова и Орла. Три последних заведения в рамках учебной программы особое внимание уделяют работе с металлом, выпуская специалистов широкого профиля.

   Суздальская кузнечная и реставрационная школа издавна пользуется уважением.
На отделении реставрации металла выделилось две специализации: реставрация музейного металла (работа с археологическими памятниками, церковной утварью, холодным оружием, ювелирными изделиями и предметами быта) и реставрация архитектурного металла (бытующего непосредственно в городской среде).
   Для успешной работы с такими объектами студенты осваивают ковку и другие старинные технологии: чеканку, гравировку, скань, эмаль. Наряду с практическими занятиями по реставрации и мастерству они постигают художественные дисциплины (подробнее о Суздальском художественно-реставрационном училище см. в ММ № 2-3, 2007 г.).
   В Орловском художественном училище специализация художественная обработка металла была открыта на декоративно-прикладном отделении 15 лет назад. Студенты этого направления изучают практически все технологии работы с металлом (среди них чеканка, ковка, литье, ювелирное дело), а при подготовке дипломного проекта выбирают уже конкретный метод. В качестве основной специальности студенты осваивают умение проектировать художественные изделия из металла с учетом технологий.
   Главная идея, заложенная в учебном процессе, - воспитать художника, который способен загореться идеей, разработать проект и воплотить его в материале. Большинство учебных заданий и дипломных работ имеют конкретную привязку к объектам города и области. Немало выпускников училища впоследствии успешно поступают в художественные вузы.
   Жители Павлова-на-Оке (Нижегородская обл.) и окрестных сел с XVI века занимались художественной обработкой металла, а слава об их мастерстве распространилась далеко за пределы России.
   Павловское художественно-промышленное ПУ № 23 своей задачей ставит сохранение, возрождение и развитие народных промыслов на основе многовековых традиций. С момента основания в 1945 году училище выпускает изготовителей художественных изделий из металла. Здесь осваивают слесарное дело, художественную чеканку и ковку, гравирование и травление, филигрань, горячие эмали и т. д. На основе этих знаний выпускники разрабатывают свой проект и технологию, по которой предстоит создать готовое изделие. Примечательно, что чаще всего работы выполняются в смешанных техниках. Традиционно в училище поступают не только местные ребята - приезжают из соседних областей и стран СНГ.


   Профессиональная подготовка: быстро и качественно.
Что касается профессиональных училищ, то в них предлагают именно ремесленную кузнечную подготовку в лучшем смысле этого слова.
   В ПУ № 2 г. Коврова (Владимирская обл.) можно получить специальность кузнеца ручной ковки. Ребята занимаются под руководством мастера производственного обучения, талантливого кузнеца Геннадия Шепурова. Учиться в этом училище престижно, отсюда выходят профессионалы различных направлений.
   Бывшее СПТУ № 107, а ныне Режевской сельскохозяйственный техникум (Свердловская обл.) последние 10 лет готовит кузнецов свободной ручной ковки. Курс рассчитан на 10 месяцев - за этот период можно овладеть основными кузнечными навыками.
   В Красноярском ПУ № 16 кузнечное дело преподается пока факультативно. Тем не менее и этого курса оказывается достаточно, чтобы ученики после производственной практики всерьез «заболели» кузницей и продолжали осваивать любимую профессию. К тому же базовое предприятие училища - завод «КРАС МАШ» выделяет немалые средства для создания технической базы по металлообрабатывающим специальностям. Это позволит уже со следующего года объявить отдельный набор кузнецов.

Автор статьи - Светлана Носенко
Источник: Журнал "Мир металла"
Текст: Интернет-журнал - http://ostmetal.info/articles.php