Английская версия

ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО МАСТЕРСТВА

                                     

  

Руководитель: Галамага Андрей Аркадьевич

член Союза писателей России,                                                   

выпускник Литературного института им. Горького,                                                   

лауреат Всемирного фестиваля русской поэзии                                                   

«Пушкин в Британии» (Лондон),
почетный доктор филологии (honoris causa) автор четырех книг стихотворений  десяти пьес и киносценариев.

  Мастер-класс рассчитан как на начинающих авторов, делающих первые шаги в освоении поэтического
и литературного мастерства, так и на тех, кто уже пробовал свои силы и желает углубить свои знания
и умение слагать стихи, писать прозу и драматические произведения.
   Цель мастер-класса: освоение главных принципов и основ литературного мастерства, развитие
литературных способностей и таланта слушателей.
   Выпускники мастер-класса получают по окончании слушания сертификат установленного образца
и рекомендации по дальнейшему развитию (углубленное продолжение учебы) и продвижению своего
ворчества (публикации, издание произведений).

   Требования к слушателям мастер-класса: владение русским языком на уровне правильной расстановки
 ударений в словах, меняющих ударение в диалектном и просторечном произношении (например:
 глаголы прошедшего времени женского рода – взяла, сняла и т.п.; глаголы настоящего и будущего времени
 во втором и третьем лице – ворошишь, ворошит, позвонишь, позвонит и т.п.)

ПЛАН ЗАНЯТИЙ МАСТЕР-КЛАССА
1.    Введение в курс. Поэзия, как источник и основа национальной литературы.  
История возникновения и становления современного литературного процесса.
     Древнерусская литература и фольклор (былина, песня, раек). Силлабическое стихосложение (Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович). Переход к силлабо-тонике (Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов).
    Романтизм (Жуковский, Гнедич). Реализм (Батюшков, Языков, Боратынский, Крылов, Грибоедов, Пушкин).
    Развитие русской поэзии во второй половине XIX века (Тютчев, Фет, Кольцов, Некрасов). «Искра» и «Сатирикон» (Богданов, Минаев, Потемкин, Саша Черный).     Символизм (Брюсов, Андрей Белый, Блок).
Серебряный век (Гумилев, Ахматова, Иванов, Мандельштам). Футуризм (Хлебников, Крученых, Маяковский).
Поэзия советского периода (Пастернак, Кедрин, Твардовский). «Шестидесятники» (Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина, Окуджава, Высоцкий).

Русская школа (Рубцов, Кузнецов, Тряпкин). Верлибр (Бурич, Куприянов).
Переходный период, возникновение пост-модернизма (Некрасов, Овчинников, Жданов, Еременко). Поэзия XXI века.
(Одно занятие, 3 часа).

2.    Введение в метрику и ритмику русского стиха.
Силлабическое стихосложение.
Силлабо-тоническое стихосложение. Стопа.
Классические стихотворные размеры. Двусложная и трехсложная стопа.
Ямб. Хорей. Практическое занятие.
2-х3-х4-х (и т.д.)  – стопные размеры. Практическое занятие.
Домашнее задание.
(Одно занятие, 3 часа).

3.    Введение в метрику и ритмику русского стиха (продолжение).
Проверка и обсуждение выполнения домашнего задания.
Дактиль. Амфибрахий. Анапест. Практическое занятие.
2-х3-х4-х (и т.д.) –стопные размеры. Практическое занятие.
Домашнее задание.
(Одно занятие, 3 часа).

4.    Введение в метрику и ритмику русского стиха (продолжение).
Проверка и обсуждение выполнения домашнего задания.
Развитие и расширение метрики и ритмики русского стиха.
Раешный стих (Пушкин «Сказка о попе…»,  Блок «Двенадцать»).
«Народный»  пятисложник Кольцова.
Цезура.
Пэан I, II, III, IV.
Дольник.
Акцентный стих.
Свободный стих (верлибр).
Практическое занятие.
Домашнее задание.
(Одно занятие, 3 часа).

5.    Введение в метрику и ритмику русского стиха (продолжение).
Проверка и обсуждение выполнения домашнего задания.
Рифма.
Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифма. Практическое занятие.
Ассонансная и диссонансная рифма. Практическое занятие.
Домашнее задание.
(Одно занятие, 3 часа).

6.    Рифма (продолжение).
Проверка и обсуждение выполнения домашнего задания.
Тропы.
Эпитет. Сравнение. Гипербола.
Метафора.
Практическое занятие.
Домашнее задание.
(Одно занятие, 3 часа).

7.    Тропы (продолжение).
Проверка и обсуждение выполнения домашнего задания.
Поэтические жанры и формы.
Роман в стихах.
Драма в стихах (Грибоедов, Пушкин, Островский, Кедрин).
Поэма.
Ода.
Лирика. Интимная лирика. Философская лирика. Гражданская лирика.
Религиозная и духовная поэзия.
Сонет. Рондо. Сапфический стих (Радищев, Ахматова).
Эпиграмма.
Рубаи.
Поздравительные стихи и «стихи по случаю».
Логаэд.
Цезура.
Верлибр.
Практическое занятие.
Домашнее задание.
(Одно-два занятия по 3 часа).

8.    Поэтические жанры и формы (продолжение).
Проверка и обсуждение выполнения домашнего задания.
Обобщение и углубление полученных знаний.
Домашние задания.
Проверка и обсуждение выполнения домашних заданий.
(Два-три занятия по 3 часа).

9.    Резервные часы для завершения основного курса мастер-класса.
Обсуждение произведений слушателей мастер-класса.
Рекомендации, вручение сертификатов.
(Три-пять занятий по 3 часа).

   Итого: мастер-класс рассчитан на 12 – 16 занятий по три часа. Проведение мастер-класса планируется
дважды в неделю в установленное время (6 – 8 недель).
   Для желающих занятия могут быть продлены с целью более глубокого совершенствования мастерства.


Галамага Андрей Аркадьевич.