Английская версия

Навроцкий Александр Георгиевич

РЕЗЮМЕ

Навроцкий Александр Георгиевич – кандидат технических наук, доцент   родился в Москве 27 марта 1938 года,
После окончания школы поступил в 1956 году в Московский Станкоинструментальный институт им. И.В.Сталина на специальность «Машины и технология обработки металлов давлением». Во время учебы, кроме общеобразовательных и специальных дисциплин, он  проходил практику по кузнечному делу и слесарному искусству. После окончания института получил квалификацию инженера-механика по оборудованию кузнечно-прессовых машин.
    Работать начал конструктором в августе 1961 в Специальном конструкторском бюро №9 (СКБ-9) в городе Азове Ростовской обл. по проектированию холодно-высадочных автоматов, а в 1964 году возвратился в Москву и стал работать руководителем сектора во Всесоюзном научно-исследовательском институте металлургического машиностроения
(Внииметмаш). В 1966 году поступает в очную аспирантуру Московского автомеханического института (МАМИ), которую успешно заканчивает в декабре1969 году.
      С 1970 года с зачислением его на должность ассистента в Московский вечерний металлургический институт (МВМИ) начинается педагогическая деятельность. С конца 1971 года по конец 1976 он работает старшим инспектором учебно-методического отдела Главного Управления химико-технологических, горно-металлургических и строительных вузов Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и по совместительству продолжает педагогическую деятельность в МВМИ.
    В сентябре 1993 года по август 2006 года Навроцкий А.Г. работает доцентом в Московской Государственной академии приборостроения и информатики (МГАПИ) на кафедре «Дизайна». Читает лекции и ведет практические занятия по новой специальности «Технология художественной обработки материалов»
   Преподавая в МВМИ и МГАПИ, Навроцкий уделяет много времени написанию учебно-методической и справочной литературы по кузнечно-прессовому и металлургическому направлениям. Им лично и в соавторстве написаны и изданы девять монографий, учебников и справочников:
1. Непрерывные металлургические процессы. М. «МВМИ-МГРИ»,1984 г.,
2. Механическое оборудование цехов по производству цветных металлов.     
  М. «Металлургия», 1984. (Учебное пособие для вузов).
3. Ковка и штамповка, т.1. «Машиностроение», 1985. (Справочник).
4. Технология и оборудование холодной штамповки. М.     «Машиностроение», 1987. (Учебник для вуза).
5.  Ковка и штамповка, т.3. М. «Машиностроение», 1987. (Справочник).
6.  Механическое оборудование заводов цветной металлургий. М.
    «Металлургия», т.3. 1989. (Учебник для вузов).
7.    Кривошипные прессы для холодной объемной штамповки. М.

«Машиностроение». 1991. (Учебник для ИТР).
8.    Основы технологий художественной обработки по видам материалов. М. МГАПИ, 2005. )Учебник для вузов).
9.    Ковка и штамповка, т. 1. М. «Машиностроение», 2010. (Справочник).
          
 В 1981 году А.Навроцкий был награжден Почетной грамотой Министерства цветной металлургии СССР и ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности за успешную подготовку инженерных кадров, а в 1991 году он становится Лауреатом Государственного комитета СССР по народному образованию за значительные успехи в перестройке содержания учебно-воспитательного процесса, его обновления в свете современных достижений и перспектив развития науки, техники и культуры, создание спецкурсов по направлениям, определяющим научно-технический и социальный прогресс СССР ( подпись: Председатель Госкомитета СССР по народному образованию – Г.А. Ягодин, 13 июня 1990 г.)
    
    С 80-х годов прошлого века А.Навроцкий начинает работать на общественных началах (совместно с Ю.А.Зиминым) над созданием историко-мемориального музея А.И. Зимина – выдающегося  ученого и государственного деятеля, основоположника отечественного кузнечно-прессового машиностроения, основателя первой в стране кузнечной кафедры в МВТУ им. Баумана.
    Для создания экспозиции кузнечного музея была «мобилизована» широкая научная общественность технических вузов, научно-исследовательских институтов, крупнейших машиностроительных заводов и добровольных помощников. Наконец, после многочисленных комиссий, было принято Решение Исполкома Балашихинского горсовета № 1020/27 от 14.11.86. «Об открытии Музея кузнечной науки и техники» на общественных началах в поселке Николо-Архангельское». Для управления всей деятельностью музея был избран Ученый Совет музея,  а директором -назначается - Навроцкий А.Г.  Руководитель кузнечного музея должен был быть специалистом в области обработки металлов давлением и иметь художественное образование, так как в музее собралась большая коллекция
художественных кованых изделий. Всеми этими знаниями обладал А.Навроцкий, т.к. по образованию он был «кузнецом», а в душе – художник. В детстве он много рисовал, резал по дереву, чеканил и плел из лозы, а когда стал взрослым, то поступил в Народную ИЗО студию при Московском Доме Ученых где изучал секреты рисунка и живописи в течение десяти лет. Учась в студии, он регулярно участвовал в отчетных и городских выставках.
    Преподавая технические дисциплины в вузе, Александр Георгиевич часто задавал себе вопрос,- « как же соединить мою техническую специальность с моими художественными увлечениями?». И однажды Всевышний подал ему Знак. Выгуливая свою собаку, он увидел в кустах какие - то  разбитые доски, когда он подошел, то этими «досками» оказались разбитые иконами. Он собрал все кусочки и отнес их в отдел реставрации Третьяковской галереи. Спустя две недели он забрал отреставрированные иконы. Одна из них оказалась иконой  «Косьмы и Домиана» - покровителей кузнецов, а другая – «Георгия Победоносца». Решение было найдено!!!
 Соединить технологию промышленной ковки с художественным образом можно при помощи новой специальности – технологии художественной ковки!
    И началась титаническая работа по созданию новой специальности,
которая должна была соединить кузнечную технологию с художественным образом. Никаких печатных материалов по художественной ковке в нашей стране не было. Александр Георгиевич начал ездить по стране и собирать образцы художественных кованых изделий: приборы для дверей, ворот, калиток; интерьерные предметы: светцы, кронштейны, подсвечники, печные и каминные приборы, а так же плотничный и садовый инструментарий. Он так же принимал участие в многочисленных этнографических и археологических экспедиций и собирал, собирал материалы для будущих книг и учебников.
    Первой его книгой была Кузнечное ремесло ( М. «Машиностроение».  
      1988. 192с.), в которую вошли материалы его экспедиций. Книга включала все технологические приемы ковки сельских и промышленных кузнецов, а также технологию ковки бытовых художественных изделий. Эта книга была первой книгой в СССР, в которой были представлена технология художественной ковки. По этой книге учились многие кузнецы- художники нашей страны. Затем начали выходить и другие книги для молодежи и детей.
2. Навроцкий А.Г., Белоглазова М.В. Наследники Гефеста
      (о  кузнечном деле), М. «Знание». 1990. 95с
 3. Навроцкий А.Г. О кузницах и кузнецах. М. «Малыш», 1990. 27с.
            (для детей)
 4. Навроцкий А.Г. Кузнец – всем ремеслам отец. М.  
     «Просвещение». 1992. 127 с. (для школьников)
5. Навроцкий А.Г. и др. Современная художественная ковка. М. «Металлург». 1994. 477 с.
6. Навроцкий А.Г. Художественная ковка. М. «Высшая школа».  
     1995. 127.с. (Учебное пособие для студентов).
 7. Навроцкий А.Г. и др. Основы технологий художественной  обработки               материалов по видам материалов. Учебник для вузов. М. МГАПИ, 2005, 169.
8. Навроцкий А.Г., Рыженко В.И. Художественный металл в убранстве дома. Оникс. 2005.

Кроме книг Навроцким были выпушены:
1. Наборы открыток Городские кружева. М. «Планета». 1980,
2. Набор цветных диапозитивов Кованое кружево Москвы, М.
«Диафильм», Госкино СССР, 1987.
        3. Учебный кинофильм «Художественная ковка», М. «Государственный Дом народного творчества», 1996, (45 мин.).

Для дальнейшей популяризации художественной ковки среди молодежи
А. Навроцкий организовал в ряде популярных журналах рубрику -  «Школа художественной ковки»:
1. «Металлург» ,1991 г. (12 номеров), - Все статьи из журнала Металлург
переводились для журнала Metallurgist, New York, USA. (1992-1993)
2. «Россия молодая», 1990 г. (6 номеров),
3. «Сельский механизатор», 1992 г. (4 номера),
4. «Наука и жизнь», 1994 г. (2 номера).
5. «Школа и производство» 2001 -2002 г. (два номера).
6. «Построить и жить» 1999 – 2002 г. ( тринадцать номеров).
7. «Делаем сами» 1998 – 2002 г. (двадцать два номера)  
Кроме этих журналов Навроцкий А.Г. публиковал статьи по художественной ковке в нижеследующих журналах: «Наука в России», «Техника и наука», «Знание- сила», «Смена», «Машиностроитель», «Кузнечно-штамповочное производство», «Технология», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники отечества», «Техника молодежи», «Советский музей», «Юный художник», «Народное творчество» и др. (всего около 200 статей).
    Спустя несколько лет после организации Музея кузнечной науки и техники на IV  Фестивале кузнецов в августе 1989 года был организован Союз кузнецов, в который вошли кузнецы не только Советского Союза, но
и из многих Союзных Республик: Украины, Белоруссии, Прибалтики, Грузии, Армении, Узбекистана. Казахстана, но и из Западной Европы – Германии, Польши, Голландии, Англии, а также из Китая и США.  Президентом Союза кузнецов был избран Зимин Ю.А., а вице-президентом -
Навроцкий А.Г.  
    Союз кузнецов и Музей кузнечной науки и техники проводит колоссальную работу по пропаганде кузнечного искусства и развитию Российской школы кузнецов-художников.  За период 1986 – 2009 было проведено свыше 60 Кузнечных фестивалей и Праздников, Научных конференций и Чтений в Москве, Туле, Екатеринбурге, Челябинске, Киеве Минске и других городах. На этих фестивалях и праздниках были организованы «Школы юных кузнецов» в разных местах и проведены первые выставки кузнецов-художников.
 В 1989 году Навроцкий А.Г. за выдающийся вклад в деле пропаганды художественной ковки был награжден знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве».
В 1990 году была организована  в Выставочном зале Москвы на Овчинниковской наб. дом 22/24 - I Всесоюзная выставка кузнецов-художников «Красота рожденная молотом», в которой участвовало свыше 50 кузнецов из разных регионов нашей страны.
    В 1990 году Александру Георгиевичу Госкомитетом СССР по народному образованию вручается знак «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР.
    На следующий год наш музей совместно с Политехническим музеем впервые проводили замечательную выставку «Технология красоты», на которой на конкретных примерах было показано как создаются высокохудожественные изделия из различных материалов. Во время прохождения этой выставки, наши кузнецы-художники организовали во дворе музея показательную ковку. Посмотреть, как создаются художественные изделия из кованого металла, пришли многие сотрудники музея и посетители с детьми.
    Кроме этих мероприятий  Музей кузнечной науки и техники провел в Большом зале Политехнического музея два Устных журнала для широкой общественности: «К 800-летию «Слова о полку Игореве» из истории Русского оружия ( июнь 1984г.) и «Из родословной металлургии» (декабрь 1988г.). В первом Устном журнале выступили: В.Басов «О ковке булатных и дамасских мечей», Навроцкий А.Г. «О деятельности Музея кузнечной науки и техники» и старейший сотрудник Оружейной палаты М.Л.Портнов «Булатное оружие в коллекциях Государственного исторического музея».
    Во втором Устном журнале выступили: известный московский журналист Венецкий С.И. «  Об известном ученом и изобретателе
Г. Бессемере», Уманский В.И. «О создании Бадаевской стале», Навроцкий А.Г.  « Из истории кузнечного дела». В конце вечера показали научно-популярный фильм «Булатный кузнец В. Басов».
    В целях более полного охвата молодежи наш музей организовал ряд секций, пропагандирующих красоту и значимость художественной ковки:
При Центральном Совете Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) была организована секция «Охрана памятников кузнечного искусства и ремесла»; при Центральном Правлении научно- технического общества  машиностроительной промышленности (ЦП НТО Машпром) – секция «История науки и техники». Члены этих секций проводили большую пропагандистскую работу в разных регионах нашей страны о значимости кузнечного дела и художественной ковки в деле развития местной промышленности и сельского хозяйства.
    В 1988 году по инициативе руководства Московской школы № 293, Музей кузнечной науки и техники организовал помощь в строительстве на территории школы кузницы. Вскоре первая в стране школьная кузница была открыта и в ней начались занятия учащихся 6 -9 классов. Занятия проводились как в школьное время, так и факультативно. Вся научно-методическая работа по организации учебного процесса была проведена Навроцким А.Г., он же организовал и практическую работу в школьной кузницы. Юные кузницы быстро осваивали кузнечные премудрости и вскоре стали участниками многих школьных выступлений. Наиболее талантливые ребята стали победителями на юношеских соревнованиях в Музее кузнечной науки и техники, а также на различных выставках в Центральном Доме народного творчества, на ВДНХ, в ЦДХ и других площадках.
    За участие в городской выставки декоративно-прикладного творчества,
посвященной 850-летию Москвы «Мастерская художественной ковки» рук. Навроцкий А.Г. при школе № 293 награждается Дипломом Лауреата (председатель Оргкомитета «Юные таланты Московии», правительство Москвы и Московский комитет образования. 20.05.97).
После окончания школы многие выпускники поступали в МГАПИ на
новую специальность «Технология художественной обработки материалов», а  окончив его, молодые специалисты начинали работать в фирмах по изготовлению художественных изделий и даже становились руководителями
цехов и художественных подразделений, а выпускник 2002 года Антон Путан стал Главным кузнецом на комбинате художественных изделий в Софрино.
    Президент Союза кузнецов Зимин Ю.А., выступая на юбилее А.Г.Навроцкого, отметил: «Ваш вклад в становление музея кузнечной науки и техники, в пропаганду искусства и ремесла художественной ковки, в издание специальной литературы, в подготовку специалистов художественной ковки высоко оценен общественностью и специалистами…
Примите от кузнецов России добрые пожелания в плодотворности ваших новых свершений. Подпись. 27 марта 2008 г.»

    Краткие выводы о деятельности Навроцкого А.Г.:

1.    Является одним из главных создателей Музея кузнечной науки и техники (1975 год) и Союза кузнецов России (июнь 1989 год).
2.    Первый директор Музея кузнечной науки и техники (1975 – 2003) и организатор Фестивалей и Праздников кузнецов на территории музея.
3.    Автор первых в СССР книг по художественной ковке, по которым учились многие кузнецы.
4.    Проектант и строитель первых учебных кузниц в - Музее кузнечной науки и техники (на 7 рабочих мест), Московской Государственной академии приборостроения и информатики (на 2 р.м.), при Московской школе № 293 ( на 6 р.м.), в зале Политехнического музея (экспозиционная), персональная в Подмосковной Икше.
5.    Организатор первого в стране учебного процесса по художественной ковке в Московской школе № 293 и преподаватель (1988 – 2006).
6.    В настоящее время Навроцкий А.Г. является членом Ученого Совета Политехнического музея, членом редколлегии журнала «Металлург»,
членом Союза потомков Российского дворянства и  Международной ассоциации «Союз дворян» и Руководителем курса «Художественная ковка» при Палате ремесел.
7.    Многие авторы, пишущие о художественной ковке не всегда ссылаются на труды Навроцкого А.Г., что нарушает авторские права, но некоторые авторы дарят свои книги с дарственными подписями: так
ответственный редактор книги «Секреты кузнечного мастерства» , М.
«Аделант», 2003,  Яценко В.А. написал «Патриарху кузнечного дела Навроцкому Александру Георгиевичу от издательства /подпись/ 23.08.03; а авторы учебника «Художественная деформация металла»,
Санкт-Петербург, издательство «СПбГТУ», 2000. О.Н. Магницкий, В.Ю. Пирайнен, Н.Г. Колбасников подписали: «Уважаемому Александру Георгиевичу Навроцкому талантливому мастеру и пропагандисту художественной деформации металла от авторов. Подписи и дата 27.11.2000.»

 
 
                                                                            Резюме составлено 27.04.2010.