English
КурсыМастер-классыФотогалереяПреподавателиСтатьиНовостиКонтакты

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА»

Курсы кузнецов.

Тема 1.  История развития и становления художественной ковки.  ( 4 часа).

Основные этапы развития и становления кузнечного дела и художественной ковки на территории России. Основные этапы развития кузнечного дела.
Кузнецы каменного века: самородные и метеоритные металлы, каменные молотки и наковальни, зубила, сверла, лучковые приспособления для сверления, способы разжигания костров.. Первые воздуходувные устройства для повышения температуры нагрева металлических заготовок.  Художественные и бытовые изделия древних кузнецов.
Древнейшие очаги металлообработки цветных и черных металлов из серебра, золота, меди, бронзы и железа в Египте, странах Среднего Востока, на территориях Армении, Кавказа, Южного Урала, Алтая, а также по берегам рек Днепра, Днестра и Прута. Использование кричного железа, получаемого методом прямого восстановления из озерных и болотных руд, для изготовления ножей, боевых топоров, черешковых наконечников стрел, а также браслетов и пряжек. Освоение железа повлекло за собой большие изменения в культурной и хозяйственной жизни всех народов.  Железный топор, соха с железным сошниками позволили значительно повысить производительность труда в сельском хозяйстве.
Особенности развития кузнечного дела в XV – XVI вв. Появление в Европе вододействующих молотов со спаренными мехами, которые способствовали бурному развитию промышленности и созданию крупных кузнечных цехов. Ковка первых пушек и пищалей, ядер, а также бытовых изделий – топоров, ножей, кос, гвоздей, безменов и др.
В XVII в. Кузнечное производство из крестьянско-кустарного становится промышленным. Начинают работать металлургические заводы на Урале, в Олонецкой губернии, в г. Туле и в районе г. Липецка. В России в результате петровских преобразований уже к середине XVIII в. на 20 металлургических заводах работает более 470 вододействующих молотов. На этих молотах куют заготовки не только для промышленности и военных целей, но и для украшения архитектурных построек: художественные ограды, оконные и балконные решетки, надкупольные кресты и другие изделия.     
  Ассортимент кованых  изделий.  Изготовление  художественных изделий из  металла разной степени сложности в традициях   местного народного промысла.  

Тема 2 . Свойства металлов и сплавов.  ( 4 часа). 

2.1  Марки черных и цветных металлов и сплавов, их свойства и способность к деформации

Свойство металлов и сплавов.   Процесс получения стали. Разливка стали в слитки и  их пороки. Кристаллизация металлов и сплавов.  Свойства литой стали в зависимости от охлаждения слитка. Получение заготовок для ковки стали. Технология прокатки сортовых и листовых заготовок, прессование прутков и профилей, волочение прутков и проволоки.
 Структурные составляющие железоуглеродистых сталей. Диаграмма состояния  «Железо- Углерод». Практическое применение диаграммы: определение интервала ковки, зоны термической обработки стали (закалка, отпуск, отжиг). Технологические свойства металлов – ковкость, усадка, свариваемость и закаливаемость.
Ковкость – характеризует способность металла деформироваться под действием удара.
Усадка – уменьшение размеров заготовки или поковки в процессе остывания. Стальные заготовки при охлаждении с ковочной до цеховой температуры уменьшаются в размерах на 1,2 – 1,3 процента.
Под свариваемостью понимают способность нагретых металлов образовывать под действием удара неразъемное соединение. Лучше всего свариваются стали с малым содержанием углерода и вредных примесей, плохо – легированные стали, алюминий и его сплавы.
Закаливаемость- способность приобретать высокую твердость при охлаждении изделия. Хорошо закаливаются стали с содержанием углерода 0,4 – 0,7 процентов.
Вредными примесями в сталях являются сера (до 0,045 %) и фосфор (до 0,05%).
В зависимости от содержания углерода стали подразделяются на низкоуглеродистые до  0,25%, средне – до 0,25 -0,6% и высокоуглеродистые – 0,6 – 2,2 %.
  По назначению стали делятся на конструкционные, инструментальные и стали с особыми свойствами. Конструкционные стали применяют для изготовления ответственных конструкций художественных изделий и нагруженных деталей  механизмов.       Инструментальные стали служат для изготовления резцов и других режущих инструментов, штампов, а также ударных и измерительных инструментов. 
Легированные стали и их маркировка. Ковка заготовок из цветных металлов и сплавов – меди, алюминия, титана и их сплавов. Внутреннее строение металлов  и процесс деформации.  Специальные стали для изготовления высокопрочных изделий типа ножей, сабель, и других изделий боевой направленности - дамасская и булатная стали. Булатная сталь (булат) - литая углеродистая сталь со своеобразной структурой и узорчатой поверхностью, хорошо откованная по специальной технологии. Дамасская сталь – сталь , полученная в результате специальной ковки многослойного пакета заготовок с различным содержанием углерода.  Холодное оружие из булатных и дамасских сталей обладают высокой прочностью, гибкостью и остротой.

2.2 Технология слесарных и сборных работ. ( 2 часа).

Общие сведения о слесарном деле Виды слесарных работ. Организация рабочего места слесаря. Плоскостная разметка. Инструменты, приспособления и способы разметки. Разделительные операции при холодной рубке и резки металла. Рубка металла, инструменты и приспособления. Приемы рубки. Механизация. Резка металла ножницами и ножовкой. Опиловка металла, инструмент и приспособления. Виды опиливания. Механизация. Сущность процесса сверления. Ручное и механизированное сверление. Затачивание спиральных сверл. Сверлильные станки, установка и крепление деталей. Процесс сверления. Нарезание резьбы. Клепка, общие сведения. Типы заклепок. Виды заклепочных соединений.  Пайка, склеивание и лужение. Флюсы для пайки. Паяльные лампы. Пайка мягкими и твердыми припоями. Инстру¬мент, приспособления. Приемы пайки.  

2.3 Сварка и резка металлов  ( 4 часа).
 
История развития электросварочного производства. Понятие ручной дуговой сварки сварочного производства. Сварочная дуга.  Электродуговая сварка . Сварка неплавящимся электродом Методы определения и нормирование показателей качества. Зажигание дуги.   Длина дуги.    Положение электрода.   Колебательные движения электрода.   Способы заполнения шва по длине и сечению.    Окончание шва.   Подготовка металла к сварке.  Нормы расходов электродов.   Сварка, понятие, виды и классы.  Электродуговая сварка.   Сварка в среде защитных газов.  Контактная сварка.   Стыковая сварка.   Точечная сварка.   Шовная сварка. Способы и основные приемы прихватки;  Электроды. Классификация электродов. ГОСТ на покрытые электроды. Типы и марки электродов, применяемых для сварки углеродистых сталей.
Газовая сварка и резка металлов.   Оборудование  и техника сварки. Устройство баллонов;
Техника  газовой сварки. Предупреждение деформации.   Способы борьбы с деформациями при кислородной резке.  Защитные газы. Общие сведения о защитных газах. Классификация защитных газов. Инертные Газы активные газы. Их свойства и область применения. Смеси защитных газов. Сварочные машины для дуговой электросварки. Техника ручной и машинной сварки. Техника сварки под флюсом. Контактная электросварка. Газовая сварка и резка. Сварочные аппараты. Кислородная резка. Оборудование и техника резки..
 
2.4 Художественное литье, малая пластика. Изготовление кольчуги ( 12 часов).

  Художественные изделия из металла, полученные методами литья. Литье в песчано-глинистые смеси. Изготовление литейных- форм, Способы формовки, Изготовление стержней. Литье по выплавляемым моделям. Общие сведения. Описание технологического процесса. Материалы и конструкции пресс-форм. Технология получения оболочковой формы. Приготовление гидролизованного раствора этилсиликата. Нанесение суспензии, ее обсыпка, отверждение слоев оболочки и сушка. Плавка металла и заливка формы. Получение отливки литьем.
Литье по выплавляемым моделям эстрих-процессом. Изготовление модели и пресс-формы. Оборудование, инструмент, материалы. Финишные и отделочные операции. Литье в гипсовые и керамические формы.  Материалы и приготовление смесей, затвердевание формы, удаление модели, обжиг и прокаливание. Заливка, отрезка литниковой системы, окончательная отделка отливок. Последовательность операций при изготовлении отливок.
Кокильное литье. Технологический процесс, оборудование и вопросы механизации. Дефекты отливок  Формовка вручную по моделям и образцам в  опоках или в почве отливок художественных изделий с рисунками разной степени сложности.   
Изготовление форм с применением вибрационного станка пневматического,  механического или электромагнитного действия.  Формовка отдельных деталей художественных изделий.   
Сборка форм разной степени сложности.    Литье под давлением и жидкая штамповка. Общие сведения, последовательность изготовления отливок.
Ведение процесса изготовления литейных форм с применением разных способов формовки: формовка по-сырому, по-сухому, по металлическим, гипсовым и выплавляемым  моделям.    Выполнение формовки в нескольких опоках. Формовка ажурных отливок. Формовка деталей кусковым методом. Формовка скульптурных изделий, архитектурных деталей; изготовление многофигур¬ных композиций.  Изготовление   блоков    восковых    изделий; монтаж блоков в композиции. Изготовление форм изделий в традиционном  художественном стиле.    Определение качества формовки.
Виды изделий,  изготовленных способом художественного литья.  Формовочные материалы. Формовочные смеси. Виды оборудования для процесса формовки;  устройство, принцип действия и правила эксплуатации.
Технология формовки отливок художественных изделий в производстве художественного  литья: основные процессы; приемы формовки.¬  Способы изготовления форм; их особенности. Технологические параметры и режимы процессов формовки.
Изделия художественного литья. Формовочные материалы: основные, вспомо¬гательные. Формовочные смеси.  Литейные сплавы. Шлихтовые материалы; назначение. Процесс плавки и заливки металла; способы литья. Методы отливки деталей и изделий из черных, цветных металлов и их сплавов; их применение. Литье в керамические формы. Технологический процесс, инструмент и оборудование. Литье в резиновые формы. Оборудование, инструмент, материалы
Выполнение процесса отливки деталей и художественных изделий разной степени сложности. Техника безопасности при выполнении литейных работ.

Тема 3. Технология художественной ковки   ( 8 часов ).

3.1. Виды топлива, горны и воздухоподающие устройства.
 
Первыми устройствами для нагрева заготовок были костры, однако они не могли
нагреть металл до ковочной температуры (800 – 1200 градусов).  Более успешными устройствами для нагрева стали нагревательные устройства с использованием мехов и других воздухоподающих механизмов. В качестве топлива в кузницах используют: древесный уголь твердых пород дерева (дуб, бук, береза, ясень и др.), торф, уголь разных пород, мазуты и природный газ.
    Горны для нагрева заготовок имеют различные конструкции: легкие переносные горны с вентилятором, работающим от ножного или ручного привода; горны с вентиляторами или турбинками, горны «питающиеся» от магистрального трубопровода и др. Стационарные горны изготавливаются с металлической, кирпичной, бетонной и каменной основой. Конструктивные и технологические особенности горнов.
Теплопроводность металла — это скорость нагрева заготовки по сечению. Чем меньше теплопроводность металла, тем больше опасность образования трещин при нагреве.
  Прежде чем приступить к ковке, необходимо научиться правильно разжигать горн и  нагревать металлы. В кузнечном деле приходится иметь дело с различными сплавами, цветными металлами, и сталями разных марок. Для нагрева до ковочной температуры одинаковых по размерам заготовок, но разных марок металла требуется сжечь разное количество топлива.
Из черных металлов наилучше использовать стали  с наименьшим содержанием углерода и вредных примесей. При определенном навыке марку стали можно приблизительно определить по искре при соприкосновении образца металла с вращающимся наждачным кругом. Имея в наличии маркировальные эталоны, можно определить содержание углерода в стали с точностью до 0,2%.
 
3.2. Инструменты и приспособления для художественной ковки.

Кузнец, кующий заготовки для художественных изделий, использует большое количество инструмента. Весь инструмент разделяется на: опорный, ударный, подкладной, специальный и вспомогательный. К опорному инструменту относятся наковальни (несколько типов), которые устанавливаются на деревянную колоду, металлическую или бетонную подставку.  Наковальни являются универсальным оборудованием для ковки разнообразных заготовок. Наковальни снабжены различными отверстиями и выступами для выполнения различных технологических операций. К опорному инструменту относятся также массивные плиты –« формы» с разнообразными отверстиями в плоскости, и позами по периметру.  Кроме этого при ковке и правки художественных изделий больших размеров используются  «правильные» плиты больших размеров и  толщины. На этих плитах также проводят окончательную правку собранных в единое целое художественных изделий.
 Ударный инструмент состоит из молотков-ручников кузнеца и тяжелых молотов-кувалд молотобойца. Ручники кузнеца имеют разнообразные по форме головки молотков: с ровным бойком и клиновидным или шаровым задником, а боевые молота молотобойцев имеют ровную рабочую поверхность и клиновой (продольный или поперечный) задник.
 У кузнеца различаются следующие удары: легкие - кистевые, средние – локтевые и сильные – плечевые. У молотобойца – легкие локтевые, средние-  плечевые и сильные навесные. Кузнец руководит процессом ковки при помощи своего ручника: ударяя по нагретой заготовке, кузнец показывает куда надо бить и с какой силой. Если кузнец положил плошмя молоток на наковальню, значит конец ковки.                                                                              
К  зажимному инструменту относятся разнообразные струбцины, тиски слесарные и тиски кузнечные. Самые надежные из них это кузнечные тиски, в которые можно зажимать горячие заготовки и совершать различные технологические операции при помощи ударов молотка.
 Для выноса из горна нагретых заготовок и удержания их во время ковки применяются кузнечные клещи. В зависимости от формы сечения  и размеров заготовки клещи имеют соответствующие формы губок. Так круглую в сечении заготовку можно удерживать клещами, губки у которых имеют в сечении круг или квадрат по диагонали соответствующего размера. В связи с этим для каждого размера и формы сечения заготовки должны быть свои клещи. Поэтому у кузнеца на «вешалке» должно находиться свыше10 – 20 разнообразных клещей.
 Подкладной инструмент для кузнеца играет важную роль, так как от его количества зависит производительность труда и качество изделия. Условно подкладной инструмент можно разделить на три группы. Инструмент первой группы это инструмент подкладываемый под удар молота или ручника: зубила кузнечные для совершения разделительных операций с прямым резом, с радиусным резом и фасонное; пробойники для пробивки отверстий с сечением рабочего конца в виде круга, овала, квадрата или прямоугольника; прошивни для прошивки отверстий в толстых заготовках конический и цилиндрический формами; гладилки для выравнивания поверхностей после ковки с квадратной, прямоугольной и цилиндрической рабочими поверхностями; а так же разнообразные раскатки и разгонки с различными радиусами рабочего конца.
Подкладной инструмент второй группы- инструмент вставляемый в основную наковальню и предназначенный для повышения производительности труда. Состоит он из подсечки для рубки материала, вертикального конуса для расширения отверстий, вилки для гибки заготовок, уклона для призматических поверхностей. Кроме этого существует еще специальный подкладной инструмент для гибки под прямым углом, сварки цепей и гибки петельных ушек.
Подкладной инструмент третьей группы – это парный подкладной инструмент (верхник и нижник): обжимки для выравнивания цилиндрических, шестигранных и квадратных  поверхностей; парные разгонки и подбойки, а так же гвоздильни для высадке головок болтов и гвоздей разнообразной формы.
Мерительный инструмент состоит из универсального и специального. К универсальному инструменту относятся: стальной металлический метр, штангенциркуль, угольники и угломеры, кронциркули и нутромеры. К специальному кузнечному мерительному инструменту относятся: усадочные, прутковые, профильные и контурные шаблоны, предназначены для измерения размеров нагретых заготовок, а так же калибровочные скобы и калибр-гребенка.
К вспомогательному кузнечному инструменту относится инструмент для обслуживания горна и печей: кочерги для подгребания угля к очагу во время горения и очистки гнезда от шлака, пики для пробивки спекшегося угля, брызгала для смачивания угля во время горения и образования «шапки» над очагом, метелки – для очистки горна и фурмы от шлака и щипцов – для укладки и извлечения кусков угля и спекшегося шлака.
Кузница – оснащенное всем необходимым инструментарием и оборудованием помещение для работы кузнеца и хранения угля, металла и других необходимы предметов. Раньше кузницы размещались под открытым небом или в пещерах, потом стали устанавливать навесы и строить помещение из дерева, камня, кирпича и других строительных материалов. В настоящее время кузнецы строятся из кирпича, бетона или из металла.
 Кузнеца для кузнеца-художника должна быть просторной и иметь несколько комнат: сама кузница, кабинет для проектирования, комната отдыха с душевой и туалетом. В кузнице горн занимает центральное место (около стены или в центре), рядом с ним устанавливается наковальня, столик с инструментом, бачок с холодной водой. По углам кузницы устанавливаются ящики для угля, дров. Металлические заготовки и кованые изделия хранятся на стеллажах. Около других стенок располагаются слесарный стол с точилом и сверлильным станком, а также шкаф для одежды. В современных кузницах для изготовления художественных изделий в настоящее время обязательно устанавливаются пневматические молота, массой падающих частей (мпч) 80 или 150 кг. Кроме этого должно размещаться следующее оборудование – сверлильный станок, наждак, механическое и гидравлическое оборудование для скручивания и гибки завитков. Рассмотрим конструкцию пневматического молота с мпч. 80 кг.  Молот состоит из 3-х основных частей: литой чугунной станины, шабота и электродвигателя. Станина предназначена для замыкания усилий и размещения  в ней всех узлов и механизмов. Шабот воспринимает ударную нагрузку и равномерно распределяет на поверхность земли. Сверху шабота монтируется подушка, на которую устанавливается нижний боек молота. Основным ударным элементом молота является баба, состоящая из штока с поршнем и верхнего бойка. Баба под действием сжатого воздуха с высокой скоростью опускается вниз и деформирует заготовку. Подъем бабы вверх осуществляется так же под действием сжатого воздуха, который подается под поршень штока. Регулирует подачу сжатого воздуха система распределительных кранов. Сжатие воздуха происходит в компрессорном цилиндре в результате движения поршня вверх. Движение поршня (вверх-вниз) осуществляет шатун зубчатого редуктора, приводимый во вращение от электродвигателя через ременную передачу. Однако стоимость пневматического молота довольно высокая, поэтому многие кузнечные фирмы делают рычажные молоты самостоятельно.
    Кроме пневматических молотов в кузницах применяют винтовые прессы фрикционные молота. Винтовые прессы используются для чеканки, обрезки заусенцев,   запрессовки  вытяжки.

3.3. Основные технологические операции при ковке.     

Для создания художественного образа методами ковки необходимо подобрать соответствующий этому образу металл - цветной или черный, разработать технологический цикл, включающий технологию изготовления всех элементов изделия, их сборки и окончательной отделки. Художественное изделие может быть изготовлено как из одной заготовки, так и из многих предварительно откованных заготовок. Чтобы рассмотреть технологию изготовления изделия целиком, необходимо изучить технологические операции, инструмент и оборудование.
 Протяжка – кузнечная операция, во время которой под действием ударов молота (бойка) уменьшается размер поперечного сечения заготовки, но при этом увеличивается длина заготовки и ее ширина. При протяжке изменяется также геометрия поперечного сечения заготовки.
Если кузнец протягивает круглую заготовку на квадрат, то кузнецы говорят: «протяжка круга на квадрат». Есть и другие виды протяжки: квадрат на квадрат меньшего размера, квадрат на круг, круг или квадрат или на прямоугольник и т.д.
 При протяжке конца заготовки кузнецы говорят: «протяни конец заготовки: на пирамиду, конус, широкий  или узкий клин,  на копье или плоский круг и др.
 Осадка – кузнечная операция, во время которой уменьшается общая длина заготовки, но при этом увеличивается размер поперечного сечения заготовки. Высадка – это осадка какой либо части заготовки. Обычно высаживают конец заготовки во время набора металла для изготовления головки болта или гвоздя. При этом высаживаемые головки могут быть откованы в виде цилиндра, конуса, шара, четырех или шестигранной призмы и др.
Гибка – кузнечная операция, во время которой происходит изменение угла оси заготовки от исходного положения. Гибка может осуществляться на заданный угол, а так же с постоянным радиусом или с переменным (гибка спиралей). Гибка на заданный угол обычно производится на углу наковальни, по радиусу – на роге наковальни или на оправке, а гибка спиралей – на специальных гибочных приспособлениях.
Скрутка – технологическая операция, при которой происходит деформация ребристой заготовки моментом силы в плоскости перпендикулярной оси заготовки. Скрутка является одним из основных декоративных элементов при изготовлении художественных изделий. Скрутка бывает с постоянным шагом (обычно делается на холодной заготовке), с переменным и со встречным движением. Круглую заготовку можно скручивать только в том случае, если она будет протянута на ребристую заготовку (квадрат или прямоугольник).               Разгонка – технологическая операция, при которой происходит удлинение заготовки за счет деформирования ее при помощи разгонок. Раскатка – технологическая операция, при которой происходит увеличение диаметра кольцевой заготовки за счет деформирования ее при помощи раскаток.
 Отрезка – разделительная технологическая операция, которая осуществляется при помощи ножниц по металлу, зубила или других приспособлений.
 Вырубка (просечка)- технологическая операция, связанная с листовыми заготовками, во время которой происходит отделение при помощи зубильцев или лобзиков внутренних участков.
 Пробивка – технологическая операция, при которой осуществляется пробивка отверстий  с использованием пробойников.
 Прошивка – технологическая операция, при которой «прошиваются» (с помощью специальных цилиндрических или конических инструментов) отверстия в толстых заготовках.          

Тема 4. Ассортимент художественных изделий.  ( 8 часов).

 4.1 КАМИННО-ПЕЧНЫЕ ПРИБОРЫ

Приборы для обслуживания каминов являются одними из древнейших инструментов человечества. В связи с тем, что приборы для обслуживания печей и каминов должны были иметь металлические окончания, их внедрение в быт человека произошло только тогда, когда человечество научилось производить металл из руд. Вначале это были кованые вертела для обжаривания тушь кабанов и коз, которые устанавливались непосредственно в зону открытого огня. Туша насаживалась на острие вертела и по мере обжаривания поворачивалась при помощи рукоятки. Поддон под тушей служил для сбора жира. Если в камине приделать сверху крюк, то появляется возможность варить и подогревать в котелках еду.  Начиная с XV века приходит мода на камины. Рыцарские замки, королевские дворцы и богатые городские дома начинают отапливаться многочисленными каминами. «Живой огонь» не столько обогревал жилище, сколько радовал и согревал душу владельца. Чтобы огонь в камине лучше горел, на основание -  «под» камина устанавливали кованых «коньков», на спинки которых укладывались дрова. Это способствовало лучшему притоку воздуха и соответственно лучшему горению дров. Постепенно коньки вытесняются декоративными колосниковыми решетками.
    Начиная с XVI века основным декоративным « пятном» камина становится портал. Перед ним устанавливаются высокохудожественные кованые стойки с цепями и подставками для емкостей с ароматическими жидкостями.
    В тех случаях, когда камины не топились, портал закрывали декоративными специальными экранами, украшенными гобеленом или художественным стеклом.
    Со временем портал каминов стал украшаться цельными или распашными каминными решетками, которые предохраняли от выпадения углей и головешек. А для улавливания искр  - применяют решетки мелкой сеткой, огнеупорным стеклом или шторкой из кольчужного плетения.
Для хранения дров перед камином устанавливаются специальные дровницы или вазы.
Для обслуживания камина применяются: кочерга, совочек для угла и щипцы. «трехпредметный» каминный набор является наиболее распространенным. Кроме этих основных каминных приборов могут быть изготовлены по желанию заказчика и другие предметы: метелку, вилку, шило, скребок, ухватик, топорик, меха и т.д.
Стойку с приборами и дровницу, для удобства обслуживания, устанавливают в непосредственной близости от камина,
    Надкаминное пространство обычно также используется для украшения интерьера – на полочку устанавливают каминные часы или скульптуру. Часто на полочку устанавливались парные подсвечники или один центральный.
   
4.2  КОВАНОЕ КРУЖЕВО КОТТЕДЖЕЙ И ОСОБНЯКОВ

    Наиболее бросаемая в глаза часть кузнечного ожерелья современного коттеджа эта ограда. Она не только отделяет свою территорию от общей, но и «говорит» о вкусах владельца и его денежных возможностях. Ограды бывают как цельнометаллическими, так и комбинированными: металл с деревом, камнем или кирпичом. Наиболее богато смотрятся ограды из кованого металла и кирпича или дикого камня. Они бывают с высокими коваными вставками или с низкими. Рисунок кованых оград должен соответствовать общей стилистике дома. Рисунки оград, могут быть выполнены в разных стилях: от классики до модерна.
    Однако, главным декоративным элементом ограды всегда были ворота. Они являются как бы визитной карточкой хозяина. Изготавливаются они или из большого количества завитков, валют, окружностей или из сложных декоративных элементов: акантовых завитков, лент, розеток, цветов или гирлянд.
Вторым по художественному оформлению обычно бывает главный вход дома. Козырек или зонтик над входными дверями – обязательный атрибут входа. Наиболее красиво смотрятся козырьки с радиусным фронтоном и боковыми кронштейнами.
    Оконные решетки не только предохраняют ваше строение от проникновения во внутрь криминальных элементов, но и придают всему дому вид старинного замка. Решетки в зависимости от формы окон могут быть круглыми, полукруглыми, эллипсообразными, прямоугольными, квадратными и прямоугольными с арочками. Основные требования к оконным решеткам быть прочными и не очень затемнять проем окна, а пожарники требуют, чтобы хотя бы одно окно в комнате или зале могло бы раскрываться. С эстетической точки зрения рисунок решетки должен красиво смотреться как изнутри, так и с наружи.
    Кроме основных составляющих кованого ожерелья современных коттеджей и особняков существует и ряд других составляющих, которые создают красоту и неповторимый облик дома – это коньковые решетки, флюгера и навершия, разнообразные фонарики и скульптура. Коньковые решетки идут по коньку крыши и имеют рисунок аналогичный малым решеткам ограды, но с более крупным рисунком. Оканчиваются обычно коньковые решетки каким либо навершием или флюгером.
    Фонари и фонарики на территории современных коттеджей освещают въездные ворота, дорожки, беседки, а также подсвечивают альпийские горки, клумбы, декоративные деревья и бассейны. Разноцветная подсветка создает сказочный вид участка.
Фонари устанавливаться на высоких или низких художественно оформленных стойках, на кронштейнах или подвешиваться на цепях или растяжках. Форма стеклянного абажура или колпака может быть сферической или цилиндрической, конической или пирамидальной, а сами стекла прозрачными или матовыми, бесцветными или цветными.

4.3 ИНТЕРЬЕРНАЯ СКУЛЬПТУРА И МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА

    В настоящее время мелкая кованая пластика и интерьерная скульптура все шире входит в жизнь современного человека: разнообразные настенные композиции, реалистическая и абстрактная скульптура, напольные металлопластические формы. Эти художественные изделия вносят неповторимую оригинальность и таинственность вашего интерьера.
    Наиболее необходимыми изделиями для курящего человека являются пепельницы и  небольшие настольные фигурки, которые  оживляют письменный стол.
    Интересные изделия малой формы    - это довольно сложные в технологическом отношении подсвечники в виде каких-то фантастических поделок из детских сказок, которые радуют наш глаз и возвращают в мир детства.
    Ни один из способов художественной обработки металлов не дает такого сходства с живой природой, как ковка, например кованые букеты  выглядят совсем как «живые».
    Однако, кузнецы не только стараются подражать природе, но и создают удивительные композиции с «природными» элементами с листочками и птичками    Среди современных кузнецов довольно много художников, которые подражая природе создают различных фантастических рыб и зверей, клещей и насекомых для украшения интерьеров и садов.
Интерьерная скульптура от растений и животных постепенно переходит к человеческим образам в виде древних богов, героев или к различным романтическим образам..

4.4  ИНТЕРЬЕРНАЯ И САДОВО-ПАРКОВАЯ МЕБЕЛЬ

В Центральной Европе производство металлической кованой мебели приходится на конец XIX века. Крупные специализированные заводы, частные кузнечные фирмы и отдельные кузнецы производят самую разнообразную мебель: от небольшой подставки для цветов до комбинированной вешалки с зеркалом и полочками. Интерьерная мебель изготавливается как по рисункам и эскизам заказчиков , так и по рисункам профессиональных художников. Для этой цели издаются специальные альбомы известных художников, в которых представлены разнообразные конструкции туалетных столиков и стульев, вешалок и зеркал, этажерок для нот и книг, экранов для каминов и ширм, кроватей для взрослых и колыбелек для малышей. Кованая мебель была красивой, устойчивой и долговечной и хорошо смотрелась на фоне ковров, мягкой мебели и картин.
Наибольшей популярностью в то время пользовалась металлическая складная мебель: кровати, столы и стулья. так как она была прочной, гигиеничной и удобной в транспортировки. Большим спросом в настоящее время пользуются журнальные столики со стеклянной столешницей и кованым основанием, диванчики и стульчики с креслами. Многие ведущие кузнецы-художники разрабатывают свою мебель и используют для ее изготовления дерево и металл.
Садовая мебель в связи с тем, что она устанавливается под открытым небом несколько отличается от интерьерной: более простая орнаментация, металл большего сечения, часто делается складной для удобства хранения в зимнее время.
В заключение хочется сказать, что кованая мебель не только украшает интерьер, но и создает неповторимый колорит вашей квартиры или загородного дома. Кроме того кованая мебель не скрипит, не шатается, не ломается и будет служить вам вечно

   5.  Художественная отделка кованых изделий.

5.1 Механическая отделка  ( 4 часа).

Отделка художественных изделий - завершающая операция, которая придает изделию законченный товарный вид . Существует большое количество способов отделки.
Рассмотрим в начале механические способы отделки готовых изделий.
  К ним относятся  крацевание,  шлифование, полирование и др.
Крацевание — обработка изделия металлической щеткой. Для стальных изделий применяются щетки с диаметром стальных проволочек 0,15 - 0,2 мм, для мягких металлов - 0,1 -0,2 мм.
Шлифование — отделка поверхности путем обработки ее шлифовальными шкурками или абразивными порошками.
Полирование — обработка поверхности до зеркального блеска. Небольшие поверхности полируют кожей, суконными тряпочками, фетровыми или деревянными предметами прямоугольной, круглой или плоской формы, с нанесенными на них мелким абразивным материалом или полировальной пастой. К твердым абразивным материалам относятся корунд, наждак, карбиды кремния и бора, синтетический алмаз разной зернистости. К полировальным пастам относят пасты ГОИ и алмазные пасты, которые также разделяются по зернистости.
Грубая паста ГОИ (крупная) имеет светло-зеленый цвет, и после шлифования ею получается матовая поверхность. Средняя паста ГОИ (зеленый цвет) дает чистую поверхность без штрихов и тонкая паста ГОИ (черного цвета с зеленым оттенком) придает изделию зеркальный блеск.

5.2 Химико-термическая отделка.

Этот вид отделки состоит в нанесении на поверхность различных декоративных пленок путем нагрева или обработки изделия различными химическими растворами.
Эти покрытия в ряде случаев выполняют не только декоративные, но и антикоррозийные функции.
Оксидирование — покрытие изделия оксидной пленкой при нагреве. В зависимости от температуры нагрева (можно нагревать паяльной лампой) получаются различные цвета побежалости. После того как вся поверхность приобретет одинаковый цвет, ее покрывают слоем пчелиного воска (навощивают), а затем тщательно растирают и полируют.
Воронение — покрытие очищенной поверхности изделия различными маслами (льняным, конопляным) и кислотами с последующим медленным прогреванием изделия на огне.
В зависимости от сорта масла, кислоты и степени нагрева поверхность приобретает черный, темно-синий, фиолетовый и другие цвета. Если изделие будет находиться в помещении, то его целесообразно навощить (покрыть слоем воска) и отполировать; а если на улице, то — покрыть цапон-лаком или масляным лаком для наружных покрытий, в который добавлено 20 % воска для устранения блеска. Для получения черно-коричневого цвета, очищенное изделие покрывают натуральной олифой  (или другим растительным маслом)  и нагревают
до температуры 300 - 400 °С. Серые тона (светлые и темные) можно получить, если изделие обработать слабым раствором азотной кислоты (1 часть кислоты на 10 частей воды). Синий и синевато-черные тона получаются при погружении изделия в кипящий раствор следующего состава: каустическая сода (едкий натр) 700 г, нитрид натрия 250 г и нитрат натрия (натриевая селитра) 200 г на 1 л воды. При погружении в расплавленную натриевую селитру (t=310-350°С) на 3- 5 мин получают прочную пленку синеватого цвета.
Окрашивание изделий из меди и латуни. Медные кованые вещи можно окрасить в черный цвет путем опускания их в раствор с 12-15 г серной печени и 15 г аммиака на 1 л воды. Цвет меди от красно-бурого до темно-бурого получают в растворе с 2-3 частями серной печени в 1 л воды. При этом чем слабее раствор, тем светлее окраска. Изделия обрабатывают приготовленными растворами, сушат и зачищают латунной щеткой.
Цвет «старой меди» получают путем смачивания изделия в растворе «для чернения», а затем чистят порошком пемзы до желаемого цвета.
Цвет медной зелени получают обрабатывая раствором: 120 г тиосульфата натрия и 40 г уксусно-кислого свинца, растворенных в 1 л воды. Раствор нагревают до 60°С и наблюдают за изменением цвета. В зависимости от времени выдержки получают оттенки от зелено-голубого до серовато-белого.
Коричневый цвет различных тонов можно получить при погружении (или покрытии) нагретого изделия в раствор сернистого аммония (20-25 г сернистого аммония на 1 л воды). В зависимости от температуры предварительного нагрева изделия изменяется тон цвета. Чем температура выше, тем тон темнее.
Изделия из алюминия, как и из других цветных металлов, можно обрабатывать просто копотью от керосиновой горелки или от горящей бересты, а затем протирая тампоном, смоченным в керосине, те места, в которых необходима пониженная плотность потемнения, создают необходимый колорит всего изделия.
К механической декоративной отделке изделий следует отнести и нанесение рисунков и орнаментов при помощи рабочего и специального кузнечного инструмента: насечка – нанесение линейных орнаментов на холодное изделие при помощи зубил; набивка – нанесение орнамента на горячую заготовку при помощи специального инструмента; огранка – нанесение орнамента на горячую заготовку при помощи молотка-ручника.

5.3. Гравирование. ( 4 часа). 

Гравирование - нанесение орнаментов или рисунков при помощи специального режущего инструмента – штихелей на поверхность. Существует несколько способов гравирования: плоскостное (двухмерное), гравирование под «чернь» и обронное -(трехмерное). Гравирование разделяется на ручное и машинное.
Различают следующие основные типы сечений штихелей (рис. 3.1).
Острый резец-шпицштихель. Его боковые стороны слегка выгнуты наружу, ширина спинки 1 - 4 мм. Он служит для выполнения большинства граверных операций: оконтуривания рисунка, подрезки углов в шрифтовых работах.
 
Мессерштихель — ножевой резец. В поперечном сечении имеет форму остроугольного треугольника. Им можно наносить тонкие линии большой глубины.
Фасетштихель — фасетный резец. У него боковые стенки параллельны, а режущие поверхности встречаются под углом 100°. Ширина спинки 1,5 – 3   мм. Им можно проводить линии относительно широкие и незначительной глубины.
Юстирштихель — юстировочный резец. Его выгнутые боковые стороны на поперечном сечении образуют острый овал.
Флахштихель — плоский резец. Спинка и полотно этого резца параллельны; в зависимости от положения боковых сторон спинка может быть шире или уже полотна. Ширина полотна 0,2 – 5 мм. Они используются не только для нанесения широких и плоских линий, но и для выравнивания плоскостей.
Болштихель - полукруглый резец. Полотно может быть уже или шире спинки, но оно всегда полукруглое; ширина полотна 0,1 - 5 мм; применяется для строгих шрифтов различной ширины, при гравировании углублений, при круглой и полукруглой выборке.
Фаденштихель - нитяной резец. Похож на плоский резец. У него на полотне устроено множество продольных желобков; его применяют для декоративных поделок и для оживления рисунков.
При гравировании кривых линий и закруглений поворот штихеля допускается лишь в  небольших пределах
 а все изгибы линий в соответствии с рисунком осуществляют левой рукой, поворачивая его заготовку, закрепленную в шрабкугеле (или колодке).
Обронное гравирование — резцом создают рельеф или даже объемную фигуру. В обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое (позитивное) гравирование - когда рисунок, рельеф выше фона (фон углублен); углубленное (негативное) гравирование - когда рисунок или рельеф ниже фона.
При гравировании под чернь в металле (в основном в серебре) делают углубления при помощи штихелей и зубильцев глубиной 0,3 -0,5 мм. После этого углубления заливают черным сургучом и лакокрасочным материалом, а сам металл прогревают и после остывания процесс повторяют.
Способы гравирования при помощи бормашинок, дрелей и специальных станков.
В качестве основного режущего инструмента применяют разнообразные фрезы, шлифовальные камни всевозможных фасонов, различные шлифовальные диски и шкурки, закрепленные на специальных кругах.
При машинном гравировании  требуется определенная сноровка, так как необходимо чувствовать фрезу и металл.
Кроме механического гравирования  широко применяется химическое гравирование, т. е. образование рисунка или орнамента путем вытравливания подготовленной поверхности раствором кислоты.  В качестве травильных растворов используют разбавленные кислоты. Не забывайте, что при составлении растворов кислоту надо лить в воду!
Сталь травят в водном растворе серной кислоты (соотношение 1: 10). Медь и латунь травят в разбавленной азотной кислоте.
Когда изделие протравится на достаточную глубину, его извлекают из ванны и тщательно промывают в проточной воде. Затем изделие несколько нагревают и слой покрытия снимают скипидаром.

5.4 Всечка и насечка. ( 4 часа).

 Декоративное оформление кованых изделий путем зачеканивания в подготовленную поверхность или в специальные канавки цветного металла (золота, серебра, алюминия, меди и др.).
Всечка, или врезная инкрустация, проводится путем зачеканивания тонкой проволоки, полосы или фрагмента из листового металла. Всечка полосы или фрагмента из листового материала осуществляется в подготовленный углубленный участок основание которого насечено мелкой сеткой. Вырезанный из тонкого листа фрагмент узора (листок, завиток и т. п.) укладывается в углубление на насеченную поверхность и вбивается молотком или чеканом, а затем края рисунка несколько подправляются штихелем
Насечка не требует оформления углублений, а цветной металл набивается на предварительно подготовленную поверхность изделия, которая имеет углубления в виде мелкой сетки. Насечка наносится специальным зубильцем или сечкой. Затем на поверхность накладывают проволоку или листовую заготовку и, ударяя по ней молоточком, забивают металл в эту поверхность..
Наводка делается следующим образом: золотая амальгама (смесь золота с ртутью) накладывается на рисунок и изделие нагревается. В результате ртуть испаряется, а золото плотно схватывается с рисунком.
Когда поверхность начнет блестеть, необходимо амальгаму разгладить кистью (или ватой), постепенно ртуть испаряется, а поверхность делается матовой, а затем — желтой.

5.5. Алмазная грань

  Это декорирование поверхности кованого изделия при помощи ограненных и отполированных  стальных шариков, диаметром 5-8 мм. Их крепят при помощи «гвоздиков» к поверхности изделия для формирования рисунка. «Алмазные» шарики могли собираться в гирлянды на тонких нитях, в результате чего достигался эффект сверкания драгоценных камней. Этим видом украшения «гранеными камениями» в совершенстве владели тульские мастера XVIII - начала XIX вв.

5.6. Декорирование изделий с использованием чеканки. ( 8 часов).

Чеканка — художественная обработка листового металла при помощи чеканов — металлических стержней с разнообразными формами рабочей части.
Материал чеканов — инструментальная или углеродистая сталь (У7, У8). Рабочая поверхность чеканов закаляется, а затем отпускается на воздухе.
Канфарники имеют заостренный конец и предназначены для перенесения рисунка с бумаги на металл при помощи точек, а также для отделки фона точками (канфарение).
Расходники имеют рабочую поверхность в виде прямой или радиусной линии и предназначены для нанесения контуров рисунка.
Лощатники имеют плоский (гладкий или шероховатый) боек и предназначены для выравнивания плоскостей и создания фона.
Пурошник имеет выпуклую сферическую головку и применяется для создания выпуклой (при чеканке с изнанки) или вогнутой поверхности.
Бобошник — разновидность пурошника, но с продолговатой выпуклой поверхностью.
Трубочки имеют вогнутую сферическую поверхность с кольцевым ободком и применяются для создания сферических выступов.
Рисунчатые чеканы аналогичны лощатникам, но имеют линейчатую или точечную структуру на рабочей поверхности и применяются в основном для отделки фона.
«Фигурные» чеканы имеют какой-либо орнамент на рабочей поверхности (завиток, лист, розетка, инициалы, цифры и т. п.) и применяются для ускорения процесса чеканки.
Сечки — острозаточенные чеканы типа зубильцев, применяются для просечки фрагментов в изделии.
В качестве ударного инструмента применяют специальные чеканочные молотки, у которых боек имеет плоскую поверхность (квадратную или круглую в сечении), а задок - сферическую. Бойком наносят удары по чекану, а сферическим задком непосредственно выколачивают различные углубления.
Для чеканки полых сосудов изнутри применяют так называемую трещотку , которая одним концом забивается в деревянную колоду — стул или зажимается в тисках, а по другому при чеканке наносятся удары молотком. В результате пружинения и вибрации рабочий конец трещотки наносит удары изнутри по стенке сосуда и проводит выколотку рельефа.
В качестве основы, на которой проводится чеканка, могут быть использованы:
мешки из плотной брезентовой ткани, наполненные песком для предварительной выколотки рельефа;
толстая листовая резина, свинец или войлок — для обработки поверхностей на отдельных участках при мелких работах; ящики со смесью на основе смолы — для проведения глубокой вытяжки;
стальные, чугунные, каменные или деревянные плиты — для выравнивания фонов и проведения мелких штриховых работ.
Выколотка — подъем рельефа проводится с обратной стороны на резине или мешке с песком, для чего применяют различные чеканы (в зависимости от рисунка) или используют сферический конец чеканочного молотка.
Выколотка и дифовка — один из способов холодной обработки металла.  Технику выколотки применяли и при изготовлений металлической посуды: котлов, ковшей, чаш, кубков.  Выколотку производят выколоточными молотками на наковальне, стальной или свинцовой плите, а также на специальных опорных инструментах

5.7. Эластичная штамповка листовых художественных изделий

Процесс штамповки может осуществляться при помощи твердых (металлических или каменных) штампов и эластичного пуансона.
Тонкий лист из золота, серебра, меди накладывался на матрицу  и на него устанавливался эластичный пуансон, по которому наносился сильный удар деревянным молотком. Пуансон деформировался и выдавливал рисунок на заготовке
Аналогичная технология имеет место при теснении басмы.  Металлические, каменные или деревянные доски (матрицы) с рельефом на одной стороне высотой 1 - 3 мм. и на них  накладывают листовой хорошо отожженный материал толщиной 0,2…0,5 мм, сверху кладут лист свинца или листовую резину и наносят удары деревянным молотком .  В древнерусском искусстве басмой украшали переплеты книг, отделывали сундучки и ларцы.

Тема 6.  Особенности композиционных решений
 
6.1. Основы композиции и построение золотого сечения. ( 8 часов).
Композиция рисунка. Рисунок орнаментально-плоскостной, пространствен¬ный. Правила построения форм предметов. Натюрморт; композиционное размещение предметов.
Рисунок прикладного характера.  Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.  Живопись. Практические занятия. ( 20 часов).

6.2. Линия и темпоритм в металлоизделии. ( 8 часов).
Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках, и в эскизах композиций. Линия, проведенная рейсфедером, на всем своем протяжении одинакова по толщине, но для художественных целей эта чертежная линия непригодна — она однообразна, безжизненна, невыразительна.   Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более проработанные эскизы композиции.   Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами.  В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы.
Особенности композиции  в художественной  чеканке.  Основные принципы построения орнаментов  и шрифтов.

Тема 7. Скульптурная лепка при создании кованой композиции. ( 20 часов).

Основные понятия о пластической анатомии  человека и животных.
Основы    композиции;    основные    правила композиционного построения декоративных элементов   в   художественных   изделиях  из металла.                                     Общие сведения о материалах, применяемых в производстве   художественных   изделий: металлические и  неметаллические материалы.  Орнамент. Классификация орнамента. Традиционные виды орнамента; сюжеты в художе¬ственных изделиях из металла.

Тема 8. Черчение. Технический рисунок. ( 20 часов).

Черчение и перспектива. Графические построения линий, фигур. Проекционное черчение.
Технический рисунок; принципы построения.  Линейная перспектива; способы построения перспектив.  Эскизный  рисунок.  Рисунок и эскиз отличаются от чертежа тем, что выполняются не в масштабе и по ним нельзя установить действительные размеры предмета.
Масштабом называется отношение размеров предмета на чертеже к его действительным размерам в натуре.   Чертеж фасада изделий, знакомит с ее внешним видом.
Форма, содержание и размер граф основной надписи должны соответствовать ГОСТ и ЕСКД.
Для нанесения на чертеже размеров проводят выносные и размерные линии и указывают размерные числа. Размерные линии с обоих концов ограничивают стрелками.
.
Тема 9. Охрана труда и организация работ. Арт-менеджмент. ( 4 часа).

 Все кузнечное оборудование относится к оборудованию повышенной опасности, поэтому при работе должно уделяться большое внимание качеству ручного и съемного инструмента и средствам индивидуальной защиты.
Одежда кузнеца состоит из куртки, которая должна закрывать поясную часть брюк, закрывающих верхнюю часть ботинок, рукавиц, фартука и головного убора.
До начала работы устанавливают щиты, где это необходимо, для предохранения от возможного поражения людей отлетающей окалиной или частицами металла, а также экраны для защиты от теплового воздействия нагревательных устройств.
Во время работы следует пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами для предохранения глаз от поражения отлетающими частицами, а при обработке поковок, нагретых до белого каления, — очками со светофильтром. Нельзя смотреть незащищенными глазами на яркий свет (пламя), который может привести к ослаблению и потере зрения.
Инструмент перед применением надо подогревать, а сильно нагревшийся во время работы охлаждать в бачке с чистой водой и затем просушивать. Удалять окалину и обрубки с наковальни рекомендуется специальными щетками или короткой метлой.
Перед ковкой следует удалить с заготовки окалину металлической щеткой, скребком или легкими ударами молотка. Поковку надо брать клещами так, чтобы губки клещей плотно прилегали к ней. Ручки инструмента при ударах надо держать только сбоку, а не перед собой. Нельзя держать пальцы между ручками клещей. Необходимо следить за тем, чтобы молотобоец стоял к кузнецу вполоборота, а не напротив него. Молотобойцу следует подавать четко, громким голосом команды и показывать молотком место удара. Наносить удары можно только по месту ковки.
Должны быть исключены удары по клещам, ручкам инструмента, холостые удары кувалдой на наковальне. Окончание ковки производить по команде «Стой», а не выносом поковки с наковальни. Класть какой-либо инструмент на поковку или изменять ее положение разрешается только после предупреждения молотобойца.
Культура производства. Организация работы кузнеца, звена, бригады, фирмы, кузнечной мастерской.
Арт-менеджмент и работа с клиентом. Менеджмент и продажа изделий декоративно-прикладного искусства. «Пиар» и рынок продаж кузнечных изделий.

10. Профессиональный блок «Кузнеца художественной ковки».
  Всего три блока теоретических дисциплин:
       1 блок – технология художественной ковки – 56 часов;
       2 блок – рисунок, композиция, скульптура – 72 часа;
       3 блок – вспомогательные дисциплины – 16 часов;
 Практическое обучение:
   1 рабочая неделя в начале теоретического курса,
   3 рабочие недели преддипломная практика.
     В результате изучения обязательной части цикла слушатель должен  знать:
- металлы и сплавы, применяемые для ковки,
- умение пользоваться диаграммой «Железо-Углерод»,
- технологические приемы ковки,
- инструменты и приспособления для выполнения всех кузнечных операций,
- конструкции горнов, способы их розжига и регулировки пламени,
- технику безопасности при работе,
- виды топлива и их теплотворную способность,
- способы сборки готовых многоэлементных изделий,
- способы художественной обработки изделий,
-  законы эскизирования и черчения изделия,
-  законы пространственной композиции при проектировании художественного     
  изделия,
- научно-техническую литературу по ковке.

уметь:
- выполнять основные приемы ковки, термообработки и отделки.
- владеть рисунком и композицией,
- выполнять чертежи художественных изделий,
- уметь отстаивать свои взгляды при защите дипломной работы.

После окончания теоретического курса, учащиеся направляются в художественные кузнечные фирмы для закрепления общетеоретических знаний и изготовления художественного изделия в качестве дипломной работы.
 На экзамене слушатели защищают свою дипломную работу.
Рекомендуемая литература.
- Навроцкий А.Г. Кузнечное ремесло. М. «Машиностроение», 1988.
- Навроцкий А.Г. Художественная ковка. М. «Высшая школа», 1995.
- Шмаков В.Г. Кузница в современном хозяйстве. М. «Машиностроение», 1990.
- Ледзинский В.С., Теличко А.А., Навроцкий А.Г., Зимин Ю.А. Современная художественная ковка. «Металлургия», 1990.


           Учебную программу составил к.т.н., доц. Навроцкий А.Г. 10  октября  2010 г

        

   


Подняться наверх






Рейтинг@Mail.ru