Английская версия

Субкультура любителей бани.

Руководитель курса "Банщик-парильщик"

 Ляхов Владимир Николаевич  Мск,    т. 495 305 71 87        м. 8 926 532 7174

http://banostrov.ru/SubKult-htm/SubKult1.htm#Bot


Рис. 11.1. Схема поясняет назначение бани – 3 компоненты и 5 функций.  Для широкого круга людей все упомянутые  понятия образуют субкультуру бани. Условно можно выделить 3 стороны (компонента) при рассмотрении бани:  
  1) «физика» - обустройство парной, микроклимат,
       теплотехника, вентиляция и т.д.;
  2) «лирика» - ощущения в парной и после неё,
       ритуалы и традиции, общение и т.д.;
  3) физиология – действие тепла на человека.      

Рис. 11.1 - Схема поясняет назначение бани -
          3 компоненты и 5 функций
).

  Кроме этого мы можем насчитать по меньшей мере 5 функций бани (компонентов-процедур этой субкультуры)  – мытьё тела снаружи, очищение организма внутри, релаксация, ламбастинг - услуги парения, спортивная сауна.  Хошев Ю.М.  считает, что  самой главной и важной   для всех людей является функция гигиенического мытья тела. Однако любители-парильщики, посетители общественных бань,  считают, что в бане  - главное попариться (а помыться можно и дома). Рассмотрим эти функции подробнее.

11.1. Функции бани.

  1. Чистота снаружи. Баня – это тёплое место с горячей водой, где можно помыться не замерзая. Моем голову
Это неспешное мытьё, массаж кожи (рис.11.2,а, б, в). Ещё древние люди поняли и осознали необходимость мыться, чтобы очищать себя от грязи и запахов, паразитов и заболеваний кожи. Более того, многим эта процедура нравится своим «влажным» теплом, прогревом тела – это приятно и вкусно в  тепловом  смысле. Известно, что и животные любят нежиться стоять в тёпло-горячих источниках.
И здесь есть два способа  очистки кожи. Современный – это мытьё с мылом и мочалкой (мыло или шампунь впитываются в кожу – это не здорово). Но есть более старый и  полезный способ –  это очищение кожи натуральными средствами, например,  свежим берёзовым веником или скрабами (крошка различных круп). Для снятия отмершего слоя кожи  лучше, если мы прогреем и распарим её при этом. Отсюда становятся понятными усилия по получению пара и применению процедур парения.

Мытьё на даче.
   Хошев Ю.М. основной акцент делает на возможности для дачника быстро помыться – захотел помыться, пожалуйста, баня готова в течение часа на своём участке, где нет горячего водопровода. Причём  желательно помыться с комфортом в гигиенических условиях, когда нет и намёка на плесень или гниение, от чего обычно страдают полы деревенских бань. Однако, конечно, в его трёх книгах информации значительно больше, чем просто о «Гигиенической бане для дачника…».

В знаменитых древних термах Каракаллы
банные процедуры насчитывали несколько  стадий:
• в тёплом помещении грелись-потели, обмывались водой  в бассейне или  обливались черпаками;
• после отдыха переходили в «горячую» комнату – сухую или с паром;
• скребком (металл или слоновая кость) раб очищал кожу господина  от грязи и жира и смазывл её оливковым маслом;
• далее следовал массаж  в разных исполнениях;
• заключало процедуры плавание в бассейне –  в тёплом или холодном. Ребёнок плачетЛебёнок в воде улыбается
Таким образом, от помывки тела в тёплом помещении тёплой водой любители бани плавно переходят к более горячему микроклимату в парной, который достигался либо в другой комнате, как в римских термах или хаммаме, либо при поддаче пара, например, в бане по-чёрному или по-белому. В таких условиях поверхность отпаренной кожи очищается лучше с использованием веников. Это есть эволюция процедур  в гигиеническом и тепловом  отношении.
Принято устраивать банный день  каждую неделю, а для малышей - почти каждый день (рис.11.2,в). Если работа пыльная и/или потная -  то пот и грязь надо смыть сразу после такой работы.

2. Чистота внутри -  оздоровительный прогрев человека.
Вот эта тема – прогрев человека  в «горячей» комнате и усложнил, казалось бы, простой вопрос о бане. Люди поняли, что в бане можно не только помыть себя снаружи, очистить кожу, но и «промыть» организм внутри, хорошо прогревшись и пропарившись. Оказалось, что процедуры в  бане – это глобальная физиотерапия (гипертермия), помогающая сохранить и восстановить здоровье при умелом использовании. Усиление кровотока и движение  других жидкостей (лимфа, меж- и внутриклеточная жидкость, секреты желёз, пот, моча)  в  организме (условно назовём их «соками») при нагреве человека   рассматривал отец капилляротерапии – Залманов А.С. (в этой же теме – эндоэкология и  лимфодренаж  - Левин Ю.М.). Баней занялись медики на самом высоком профессиональном уровне в XVIII-XIX веках. В условиях плохой экологии крупных городов баня оказалась простым и действенным средством оздоровления, буквально  светлым лучом в темном царстве.
И, казалось бы, простой вопрос о бане  чрезвычайно усложнился, поскольку  к строительству и теплотехнике
добавилась физиология (рис. 11.3).Анатомия человека - чистота внутри
 Любители оздоровительной бани стали понимать, что в любом случае температура человека повышается всего на какие-то 2-3°.  Поэтому стали более внимательно относиться к тому, что для прогрева человека  (при его 36.6°С) нужен «человеческий» диапазон температур, а не тот техноуровень Т=100-200°С, который легко получить от технических устройств типа МП. Идея распределённого мягкого тепла   РТ - по всей парилке больше гармонирует с биотеплом, выработка которого распределена по всему живому организму человека.
Парится человек реже, чем моется. Вы часто ходите в кино или в кафе? От случая к случаю. Так и с парением. Но если работа сидячая и человека явно  одолевает гиподинамия, то нужны либо пробежки или физические нагрузки в спортзале, либо  парилка, в которой усиливается движение соков в организме. Кстати, театр действует на сознание, а вместе с этим, в некоторой степени и на тело.  А нагрев в парной действует на тело и вместе с этим на сознание. Все отмечают сильную релаксацию и расслабление в бане и после неё -  мышц, и психики. Из этого следует, что баня очищает тело – снаружи и внутри, а также очищает и облегчает душу (релаксация. расслабление). Во время  банных процедур лежащий на полке взрослый человек превращается в ребёнка – и телом и душой, особенно когда его парит-нянчит опытный  и внимательный мастер-парильщик.

Мыться или париться. В разделе 7  уже отмечалось, что для деревенских жителей баня по умолчанию нужна для мытья и стирки, а не для парения и досуга. И  когда я приглашал Хошева Ю.М. попариться в «Идеальной бане» (раздел 6), то он скептически замечал: «Ну, мне-то надо помыться в дачных условиях, где мало горячей воды и нет  душа, а вы там «паритесь»…» Стресс от парения

3. Стресс.
Исследования показывают, что тепловые процедуры в парилке,  является немалым стрессом для организма с выбросом, как известно, адреналина в кровь и других гормонов. И многие любители бани идут в парилку, чтобы потерпеть это ошпаривание, «пощекотать нервы» и, тем самым,   потренировать резервы своего организма (рис. 11.4 - Внешняя среда, в том числе и в парной, оказывает стресс на человека - и на сознание и на тело).
Нагрев в парилке условно эквивалентен спортивной тренировке, например, нагрузке  при беге на 1-3 км. Для некоторых приятнее посидеть или полежать на полке в горячем жару-пару,  нагружая сердце и дыхание, чем наматывать километры на «полусогнутых», стачивая хрящи в  суставах. :-)
Дыхание учащается, сердце бьётся, горячий веник хлещет тело 5-10 минут. А потом  –  вон из парилки в холодную воду бассейна или купели. А здесь другой «удар» по рецепторам кожи и  спазм  капилляров… Короче, такие воздействия в обыденной жизни не встретишь. Выброс адреналина  стимулирует работу всех органов, встряхивает и бодрит весь организм. Контрастные процедуры -  жара и холод тренируют сосуды крови. За этим и идут в парную, забывая иногда помыться в бане :-). Подробнее о стрессе в разделе Ф.9, а о тестировании парилки, где явно «получаешь» выброс  адреналина – это было в разделе  5.

Температура за 100
°С. Кто-то в какой-то момент решил для себя, что чем выше температура в парилке, тем лучше тренируется организм «настоящего мужчины» (к этому подталкивает и неизбежность повышения температуры до 100° и выше при использовании МП без хорошего экрана). И сейчас значительная часть  любителей бани так считает. «В моей сауне  легко достигается 100°С и более» и  этим всё сказано – мол, у него настоящая классная сауна, и всё «как у людей».  Более того, в СВ сауне не моются, не льют воду, а только прогреваются сидя или лёжа и потеют.  Со  временем  появились данные, что высокая температура – это плохо для человека (см. раздел 9), однако стресс достигается легко в любом случае.
К этим трём рассмотренным составляющим субкультуры бани в последние 10 лет  добавилась четвёртая.

4. Сауна-спорт. В 1999 г. в Финляндии стали проводить соревнования по спортивной сауне, приравняв к спорту способность терпеть боль от ожогов  при  температурах «за 100°С» и очень высокой влажности. Многие любители русской бани категорически против таких соревнований. Но производители МП и саун поддерживают и финансируют такие соревнования, в целях рекламы своей продукции. Подробнее об этом в   разделе 10.

5. Ламбастинг - так иногда называют искусство прогрева  и парения человека при использовании веника, а также  управление баней и  паром.   Жизнь не стоит на месте. Появляются новые материалы, машины, культуры, искусства и техники. Оказывается, что эти  процессы относятся и к субкультуре бани. Новые теплоизолирующие  материалы и технологии получения тепла в парилке произвели революцию в строительстве и обустройстве парилки. Если раньше был только сруб  деревенской бани  или кирпичное строение для общественной бани, то сегодня появились каркасные конструкции в разнообразном исполнении. И если раньше в бане по-чёрному грели огромную кучу камней прямо огнём, получаемым при сгорании дров, и боролись при этом с наличием сажи и/или пепла, то сегодня в банях по-белому используют три основные конструкции Вася паритисточников тепла – МП, КП и РТ в различных исполнениях.

Веник  традиционно используют при парении для управления паром и теплом с давних времён. И в настоящее время, всё большее внимание уделяют процедурам парения с веником  в парилке. Появляются школы, в которых обучают мастерству  парить людей и  делать массажи.  При проведении массажа в обычных условиях (не в парилке) больше половины усилий массажиста идёт на разогрев тела, и лишь после этого  массаж начинает давать  эффект. В парилке же человек разогревается благодаря нагретой среде и обстановке (воздух с паром, ИК излучение, контакт с лежаком). Этот нагрев можно сделать более эффективным и вкусным, если веником нагнетать нагретый воздух с паром на человека, в различных вариациях, что и делают настоящие любители и профессионалы.
  Римас,  руководитель банной академии Литвы и организатор чемпионатов по парению, называет красивым словом ЛАМБАСТИНГ - умение и искусство пользоваться теплом бани с помощью банного веника.  Веник в бане МНОГОГРАНЕН, от возможности нагнать тепло, сотворить массаж тепловой, механический, контрастный, ДО защиты от перегретого воздуха, пара, излучения и прочего» (от .
В ноябре 2008 года был проведён 1-й чемпионат среди мастеров пара и веника в Литве, в г. Друскининкай. Участвовали представители стран Балтии, России и Финляндии. Первым чемпионом стал Ляхов Василий  (Россия) - рис. 11.5. Инициатором и организатором был Римас Каваляускас, из Литвы.

О терминологии.  Я  посмотрел в словаре -  слово «Lambaste» и удивился – оно  означает «бить, колотить, сурово критиковать». Удивление по поводу применения такого слова к приятной процедуре парения веником высказано и в одном  англоязычном  блоге в Интернете. Автор отмечал, что надо бы предупреждать посетителей бани об ином значении этого слова применительно к использованию веника в парилке, чтобы не пугать людей. Понятно, что дело новое, терминология не отработана.
 Более того в русском языке есть слово банщик – «работник бани, обслуживающий посетителей (словарь Ожегова С. И.). «Парильня, парная (парилка – просторечие)  – отделение в бане, где парятся». Но нет точного слова для мастера пара и Пармастер, клиент и гостьвеника, который парит посетителя (как, например, устоявшееся слово массажист). Сегодня используют для этого слово «банщик», но банщик обслуживает посетителей везде  -  при входе и в зале отдыха, выдает банные принадлежности  и по заказу может попарить, и т.д. Профессионалы пара и веника иногда называют себя пармейстерами, пар-мастерами,  мастерами пара и веника (призывая лечь под  «горячую руку»), парщиками или парильщиками (здесь возможно два толкования, т.е. тот, кто парит себя в одиночку – тоже парильщик). А теперь процедуру парения предлагают называть – «ламбастингом».

Клиент, гость.  Если я в бане  парю вениками  сам себя – то я любитель пара, парильщик. Если меня парит друг – то мы оба любители и парим друг друга, как можем и бесплатно (рис. 11.6). Но если мы  в бане заказали услугу парения, то нас будет парить профессионал – назовём его, к примеру, пармейстер или банщик-парильщик. Такие люди проходят обучение в школах мастерства владения паром и веником. А мы, любители, для них являемся клиентами, или, как  пармейстеры иногда говорят – гостями.  Для профессионалов Момент чемпионата. Фигура - крест. устраивают чемпионаты и конкурсы, чтобы продемонстрировать их мастерство зрителям и гостям (рис. 11.7).
 В общественных банях используют слово "Парильщик" и "Парильщица", обозначая так мастеров пара и веника. В быту люди употребляют просто слово "банщик". Таким образом, точное название будет длинным: банщик-парильщик, банщик-мойщик, банщик-массажист, банщик-уборщик.
Более того, можно задуматься над тем, хорошо ли звучит слово чемпионат применительно к банной теме? Девиз Олимпийских Игр, олицетворяющих физическую культуру, звучит так: «Быстрее, выше, сильнее». Есть ли в банной теме что-то, что надо или можно  делать быстрее, выше или сильнее? Может быть, более естественно для состязаний в  банной теме использовать  слова «Фестиваль» и «Конкурс», как, например, для парикмахеров или поваров?
Гильдия печников Москвы регулярно участвует в «Фестивале ремёсел», который проводит Палата ремёсел при поддержке правительства Москвы. Пармейстер –  тоже выполняет работу (парение) своими руками, как и печник (печеклад) выкладывает свою печь. 
Итак, в деле развития банных процедур я  понимаю ход мыслей  и прогресс таким образом.

Мытьё (гигиена) => Парение (оздоровление) + Стресс (тренинг резервов тела) =>
=>   Ламбастинг (искусство) и/или =>   Сауна-спорт и/или Фестивали

1) Раньше называли баней - место, где мылись.
2) Потом функции расширились - появилась парная, где парятся и прогреваются (это глобальная физиотерапия).
Чтобы усилить и разнообразить действие тепла в парилке применили веники для нагнетания горячего воздуха с паром, для похлёстывания и припарок.
3) И вот теперь, когда на взгляд инициаторов МАБИ все вопросы с конструктивом парилки решены (например, металлическая печь в парилке, стены которой обшиты липовым горбылём :-)) надо  развивать «ламбастинг» – искусство манипулирования веником в парилке.

    И действительно, иногда, даже интересно смотреть и слушать, как профи пармейстер отбивает различные ритмы вениками – своеобразный джаз в парилке – это завораживает. Как дирижёр оркестра он на мгновение поднимает веник надКочурин парит девочку головой, загребая сверху порцию горячего пара,  театрально взмахивает им, как иногда – пианист руками, и почти непрерывный поток горячего пара струится на того, которого парят (клиент, гость, жертва, парильщик или парящийся :-). Тепловые потоки при этом могут достигать 2000 вт/м2 – это очень много!  Напомним, что в жаркий солнечный день летом поток лучистого тепла на наше тело  от Солнца – около 500 вт/м2, который заставляет нас обильно потеть. А на Чёрном море это может быть  уже 1000вт/м2, что приводит к ожогам кожи до волдырей.
Вы часто ходите в ресторан или в театр? Я не очень часто. Так же не часто меня парят в качестве клиента или гостя. Для меня и моего окружения – это редкие процедуры, похожие по частоте посещение театра. Но действие их на тело и сознание очень сильное. Соизмеримо с очень хорошим спектаклем, с удачным праздником. Надо отметить, что искусство мастера пара и веника обычно чувствует лишь тот, кого он парит. Как правило, это дело закрытое, почти интимное,  зрителей нет или их мало – только близкие люди. Но, уже отмечалось, что время идёт вперёд, появляются мобильные парилки с прозрачным окном, и действия пармейстера, его колдовство веником и паром над клиентом могут увидеть многие (рис. 11.8). По инициативе автора настоящей книги такие парные создали члены Гильдии мастеров банного и печного дела (Кривуляк М., Вавилов А., Балыкин В.), а также Ферингер А.П. На территории ВВЦ на выставках (2009-2010) в составе «Банного острова» в этих парных школа банного мастерства Ляхова Василия  проводила мастер-классы по реальному парению всех желающих. Такое действо привлекло внимание многих людей, и часть из них с удовольствием легли на полок под пар и веники.

11 2. Особенности субкультуры любителей бани.

   Всё о чём пишется в этой книге (да и в других по банной теме)  составляет определённый объём знаний о бане, в разных её смыслах. Это есть содержание субкультуры любителей бани, пара и веника.Субкультура любителей бани
  Для развития физкультуры строят стадионы и физкультурно-оздоровительные комплексы - ФОКи,  проводят соревнования, организуют спортшколы и проводят  уроки в общеобразовательных школах. Это субкультура любителей и профессионалов физического развития тела человека, здорового образа жизни.    
   Аналогично развивается и субкультура любителей бани и пара, для чего издавна  строят бани, а сегодня  - оздоровительные комплексы,  проводят школы и  соревнования (конкурсы, фестивали). Также как не все люди придерживаются  физкультуры, так и не все придерживаются  банной культуры. Но то, что баня полезна – в этом, по-моему,  есть полное согласие у всех жителей России и планеты Земля (рис. 11.9).
   «Есть фанаты, которые убеждены в том, что жизнь немыслима без бань, что для русских, мол, баня - это "священная догма, национальная гордость и жизненная сущность".  
   Есть любители, которые относятся к бане более сдержанно - как к приятному престижному отдыху, уважают баню за крепкий пар, обжигающий веник и дружеское застолье.  
   Есть и такие, которые абсолютно равнодушны к каким бы то ни было баням, считая их дремучим анахронизмом, чудом сохранившимся в век ультрасовременных ванн и душей, бассейнов и аквапарков.  
Дело дошло до того, что в быту и литературе стали порой считать, что русская баня, якобы, ценна именно деревянным зодчеством и дедовскими обычаями, что русская баня не совместима с прогрессом и даже не нуждается в нём, что у неё всё в прошлом, что на смену русской бане пришла современная финская сауна…
Многие люди ищут прелесть бань, печей и каминов только в их прошлом, которое подчас представляется им чем-то незыблемым. Они давно уже забыли бубенцы и телеги, лапти и лучины, но сказку про дедушкину баню и печь отчего-то помнят и даже мечтают возродить баню такой, какой она была в древности…
…Двадцатый век стал периодом глубочайшего потребительского и идейного кризиса банного дела (несмотря на существенный технический прогресс), причём настолько сильного, что была утеряна непрерывная нить представлений, тянувшаяся тысячелетиями. Лет сто тому назад любой горожанин и любой крестьянин и в России, и в Финляндии, не задумываясь, твердо сказал бы, что баня (сауна) – это мытьё. Это значит, что в переводе на «современный» язык -  баня (сауна) – это ванны и души (когда финн говорит «баня», то он произносит «сауна»).
– Нет-нет, – скажет ныне любая благополучная горожанка, – бани – это бани, а ванны – это ванны. Бани, это там, где парятся, а не только моются.
– Да-да, – авторитетно заявляют современные любители бань, – не стали бы наши предки специально строить бани только затем, чтобы смыть грязь с кожи. Бани и сейчас, прежде всего, нужны не для мытья, а для того, чтобы потеть и париться.
– Нет-нет, – возражают истинные знатоки бань, – не будет человек просто так потеть и париться. Бани – это когда моются и парятся,  потеют и лечатся,  отдыхают и общаются одновременно. Баня существует для того, чтобы помыться, как следует, не так, как в ваннах и душах.
– Да-да, – говорят рекламодатели и издатели глянцевых журналов, – бани – это, прежде всего, святые традиции и в строительстве, и в процедуре парения. Надо беречь банное мастерство, возрождать истинно народные средства лечения, заговоры, медовухи. Хорошая баня – это богатая баня в красивом месте, только красота и богатство дают человеку удовлетворение, удовольствие, радость.
– Нет-нет, – рассуждает современная финская банная наука, – основное назначение современной бани – вызывать усиленное потовыделение и таким образом снимать физическое и умственное напряжение.
– Да-да, – вторят передовые отечественные физиотерапевты, – бани – это лечебно-гигиенические процедуры в горячем воздухе термальной камеры (парильни), сочетаемые с холодной пресной водой при строгом соблюдении врачебной методики во избежание нежелательных последствий
Остается только удивляться, как наши безграмотные предки могли тысячелетиями мыться в банях без всяких научных методик и без вреда для здоровья.» [Хошев]
В бане
   Религия и наука. Тысячи лет назад самыми просвещёнными людьми были жрецы. Их слово  было законом, даже для правителей. «Вначале было слово…». Постепенно жрецы придумали сценарий нашей жизни, не утруждая себя проверкой и обоснованием  своих слов. Однако были другие люди, которые хотели всё  проверить и доказать. Может они пошли от Фомы неверующего (их мало, среди апостолов  - всего 1 против  11). Так зарождалась наука, трудами философов и алхимиков. И в религии и в науке люди придумывали гипотезы и сценарии – для этого  работает творческая фантазия человека. Однако, в науке всё проверяют и доказывают, а необоснованное отбрасывают. А в религии считают это излишним – требуется безоговорочная вера и исполнение обрядов.

                            В банной теме такая же ситуация. Для многих людей (11 против 1)  - разговоры о бане – это религия. Они безоговорочно  верят в целебные силы бани, традиции и ритуалы. Когда готовят пар завсегдатаи конкретной парной, то не покидает ощущение, что многие действия напоминают шаманство (рис. 11.10). Для одних процедур надо кинуть 33 маленьких ковшика воды в каменку. Для других процедур достаточно 10 ковшей побольше. Для  людей – баня это мечта, хорошее настроение, это здоровье. И  многие  строят или заказывают (покупают) не столько баню с печью, а  свою мечту.
   Но оказывается, что есть люди, которые боятся входить в парилку, им становится дурно и плохо в ней (подробнее в разделе Ф.9). Одна из задач этой книги – понять, почему одни люди любят баню, а другие ненавидят и боятся. Здесь уже придётся рассмотреть не только особенности различных бань и парилок, но и особенности физиологии организма человека.