Английская версия

Витражи. Курсы художественные витражи.

Самые простые примеры изготовления витража.
Витражи в переводе с французского языка означает застекление, вставка стекол. Художественные витражи — это картины из стекла светопроницаемого.  Орнаментальные композиции, выполненные из стекла или другого материала, пропускающего свет, и использующиеся в декоративных целях, главным образом как заполнение оконных, дверных проемов и  перегородок. Витражи устанавливают  в стенах, имеющих естественный или искусственный подсвет с обратной от зрителя стороны.
Художественные витражи применяют в основном для оформления интерьеров культурно-бытовых зданий (клубов, домов культуры, детских садов). Такие витражи отражают характер и назначение сооружения и дополняют его художественный образ, создавая многоцветные световые эффекты благодаря проходящему сквозь них свету. В жилом интерьере витражи устанавливают небольшими фрагментами: межкомнатные двери, окна в санузле, панно в столовой, абажуры и светильники.
Традиционные витражи. Художественные витражи представляют собой декоративное остекление в свинцовой пайке (оправе) в виде филенок, составленных из мелких кусков стекла разной конфигурации, цвета и смонтированных (по эскизу или картону, созданному художником) в тонкий свинцовый переплет.
Для выполнения этого вида работ могут быть использованы мелкие куски бесцветного и цветного, гладкого и узорчатого стекла.
Свинцовую пайку выполняют из тонких свинцовых вальцованных лент разных профилей, обжимающих стекло. Свинцовая лента может быть изогнута, что дает возможность составлять из отдельных кусков любой орнаментальный рисунок. Места стыков и пересечений ленты спаивают свинцом и зачищают. Остекление в свинцовой оправе используют для оформления интерьеров. Курсы по изготовлению витражей в Москве.
 
Рис. 1. Крепление стекла в художественных витражах: а — в свинцовой ленте (оправе), б —в медной трубке (оправе); 1 — стекло, 2 — свинцовая лента, 3 —медная трубка (пайка), 4 — фацет
Размеры свинцовой ленты по ширине и глубине фальца зависят от размеров монтируемых кусочков стекла, его толщины и общего размера рисунка (рис. 1, а).
Последовательность изготовления витража, общий вид которого показан на рис. 2, а, следующая. Художник витражист  выполняет в натуральную величину картон с учетом оправы и крепления. Все детали витража нумеруют. Деталям, одинаковым по форме и цвету, присваивают одинаковый номер. С рабочего картона снимают кальку, на которой также проставляют нумерацию деталей. Затем по кальке нарезают картонные шаблоны (рис. 2, б).
Шаблоны вырезают специальным ножом (рис. 2, в) с двумя параллельными лезвиями, расстояние между которыми соответствует ширине вертикальной стенки оправы плюс толщина оправы стеклореза. Курсы по изготовлению витражей в Москве.
Витраж монтируют на столе с прозрачной крышкой, оборудованном нижним подсветом. Сначала раскладывают фигурные стеклянные детали, между которыми располагают участки оправы (пайки). После этого оправу тщательно разглаживают черенком ножа и паяют. Стыки, слегка покрытые слоем парафина, лудят оловом. Стыки необходимо пропаивать с обеих сторон витража. Затем специальной мастикой промазывают , края стеклянных деталей вдоль свинцовой ленты. Контур витража обрамляют стальным швеллером, углы сваривают встык.
Большие витражи укрепляют полосами стали, поставленными на ребро (стержни жесткости). Желательно, чтобы эти стержни совпадали с темными непрозрачными участками витража. Несущую раму витража крепят к откосам проема в стене или перегородке.
В последнее время стали изготовлять также витражи на пластобетоне; сборно-клепочные витражи на основе алюминиевых прутков; витражи в виде «наборной мозаики» между двумя бесцветными стеклами, которые затем скрепляют по периметру металлической или деревянной оправой; клееные витражи из цветного стекла на стеклянной подложке с применением синтетических клеев; витражи из листового стекла с росписью силикатными красками и последующим обжигом расписанных стекол в электропечи; витражи из листового стекла, на которое механическим или химическим способом наносят изображение.
В дверях общественных зданий иногда делают наборные стеклянные филенки. Для изготовления наборных филенок применяют вместо свинцовой - медную оправу, имеющую в разрезе форму двутавра. Пайку получают в результате прокатки медной трубки (см. рис. 1, б).
Куски стекла шлифуют под углом — так называемый фацет. Он может быть сделан с одной или обеих сторон стекла. Вид фацета (ширина и уклон) зависят от толщины стекла и размера целой филенки или отдельных кусков стекла.
Стекло закрепляют в оправе с помощью гипса. Места стыков и пересечений оправы пропаивают и зачищают.



Витраж  МОРСКОЕ ДНО. Курсы по изготовлению витражей в Москве.
 
Рис. 2. Изготовление художественных витражей: а — обший вид витража «Морское дно», б — резка картона на отдельные части — шаблоны, в — нож с двумя лезвиями для вырезания шаблонов, г — резка стекла по шаблону; 1 — рамка витража, 2 — пайка, 3 — стекло, 4 — шаблон — элемент рисунка.

Витраж ПАРУСНАЯ ЯХТА.

Сделать витраж ПАРУСНАЯ ЯХТА своими руками под силу каждому  начинающему.
  Рис. 3.     Рис. 4


Итак, для работы нам потребуется
- цветное стекло
- паяльник
- стеклорез
- оловянно-свинцовый припой
- самоклеящаяся медная фольга
- флюс
- патина
- шлифовальная машинка
- картон для шаблона
- плоскогубцы
   Рис. 5    Рис. 6.
 

Рисуем эскиз будущего витража . Переносим его на картон в натуральную величину и нумеруем. Эскиз делается в 2-х экземплярах. Один из них заклеиваем пленкой (или широким скотчем) от попадания влаги. Второй разрезаем по рисунку.
   Рис. 7   Рис. 8

Подготовленные части шаблона раскладываем на стекле. Т.к. стекло имеет неоднородный цвет, очень важно разместить элементы согласно выбранному рисунку! На этот момент следует обратить особое внимание. Курсы витража в Москве.

   Рис. 9. Заготовка с уже разрезанными стеклами.

   Рис. 10   Рис 11

Видно, что необработанные стекла имеют зазор между собой.
Стекла шлифуем. Подгоняем их под размер шаблона.
   Рис. 12   Рис. 13


А так выглядит будущий витраж с обработанными стеклами.


Каждый кусок стекла оборачиваем медной пленкой, плотно прикладывая ее к краям. Края пленки должны накладываться друг на друга.
   Рис. 14    Рис. 15.

Придавливаем медную пленку как можно плотнее.
   Рис. 15.1      Рис. 15.2

Собираем витраж. Швы витража промазываем флюсом.   Соединяем куски стекла маленькими паяными точками, чтобы в процессе работы случайно их не сдвинуть. Курсы витража в Москве.
   Рис. 16.      Рис. 16.1
Далее делаем черновую пайку всех швов. Когда одна сторона готова, переворачиваем и пропаиваем с другой стороны.  Затем формируем выпуклый шов.
Чем ровнее были подогнаны детали друг к другу, тем аккуратней получится шов. Но,не подгоняйте стекла   слишком плотно друг к другу, иначе в процессе пайки они могут треснуть. Курсы витража в Москве.
   Рис. 16.2     Рис.  17

Теперь витраж моется с использованием жидких средств. Просушивается. Затем на швы наносится патина. Для того, чтобы патина хорошо легла, швы предварительно обрабатываются 20% раствором аммиака.
Если витраж не устанавливается в раму, для жесткости можно по контуру обрамить П-образным профилем. Курсы витража в Москве.
Припаиваем крепления.
Витраж ПАРУСНАЯ ЯХТА готов! 
Для изготовления больших несущих рам необходимо сварить раму из профильной трубы. Желательно латунь и ли другой цветной металл. Так как черный металл кородирует и дает рыжие ржавые пятна на витраже.
Витражи. РАБОТА. МОРСКОЕ ДНО. Курсы витража в Москве.
Вам потребуется
Витражное стекло зеленого и желтого цветов, ножницы с 3 рабочими кромками, 2 сторонний скотч.  Устройство для раскатывания свинца, подковные гвозди, молоток с резиновым бойком, фальцовочный нож, нож для протяжек, паяльник, подставка для паяльника, перчатки, металлический шпатель, щетка из сорго, рабочий стол с ограничительными планками, свинцовые протяжки, цемент, припой, флюс, обычная кисточка, черная патина, древесные опилки, воск, бумага для эскиза, карандаш, картон для шаблона, черный фломастер, хлопчатобумажная салфетка.
Ход работы витража  МОРСКОЕ ДНО
Сделать эскиз работы в натуральную величину. Пронумеровать каждый ограниченный фрагмент рисунка, и, используя копировальную бумагу и черный фломастер, перенести линии и нумерацию на кусок гладкого картона для получения изображения в натуральную величину, следя за тем, чтобы скопированные линии были максимально четкими и соответствовали линиям рисунка на бумаге. Отметить цвета фрагментов.
Взять ножницы с прямыми кромками и обрезать картонный лист по внешней стороне контурной линии. Ножницами с 3 рабочими кромками (благодаря им остается зазор для свинцовых прожилок) вырезать отдельные пронумерованные элементы на картонном эскизе. По контуру отрезать полоску картона шириной 2,2 мм, чтобы несколько уменьшить размеры фрагментов. Установить инструмент так, чтобы лезвие с 1 рабочей поверхностью находилось сверху, и резать непосредственно по линии контура изображения. Полоску с краю также обрезать для резервирования места под протяжки. Следуя по предполагаемым паяным швам согласно нумерации, вырезать картонные детали, состыковать их на горизонтальной плоскости в таком виде, который будет иметь готовый витраж, используя при этом плоскость большего размера, чем у витража. Сформировать картонную композицию, на которой при последующих работах отдельные картонные элементы предстоит заместить стеклянными фрагментами.                                            На столешнице, обычно используемой в качестве плоскости, для ограничения витража в ходе предварительной сборки сверху с 2 смежных краев разместить 2 деревянные планки под прямым углом друг к другу. Курсы витража в Москве.                                                                  С двух верхних смежных сторон шаблона, ориентируясь на то, как будет идти паечный шов, ножницами обрезать кромки. Чтобы в ходе работы рисунок не сместился, прилепить двусторонний скотч к 4 углам с обратной стороны эскиза. Закрепить его на столешнице так, чтобы обрезанные кромки соответствовали планкам.  По мере накопления отдельных стеклянных элементов, которыми заменяют картонные детали, раскладывать их на шаблоне по траектории планируемого паечного шва. При этом обращать пристальное внимание на совпадение нумерации и контуров вырезанного по лекалам стекла с отведенным ему свободным местом. Если имеются неточности, подкорректировать фрагменты шлифовкой или изготовить новый элемент.  Стеклянные детали тщательно отшлифовать, чтобы впоследствии случайно не порезаться. Следить за тем, чтобы уложенные в общую композицию детали не подходили друг к другу вплотную, иначе не останется зазора для свинцовых протяжек.  Выполнить общее оформление композиции свинцовыми протяжками. Для чего взять деталь с U образным сечением той же длины, что длинная сторона витража, совместить ее с планкой. Уточнив размер, ножом для протяжек сделать небольшую насечку. Потом надежно прижать к поверхности столешницы, чтобы протяжка не двигалась. Использовать фальцовочный нож и, держа его перпендикулярно столу, аккуратно, но уверенно отрезать лишнюю часть протяжки (рис. 18).
   Рисунок 18. Отрезание протяжки (традиционный)
В случае искривления протяжки (загибания стенок) положить ее на стол стенками вверх, вставить фальцовочный нож между ними и аккуратно протащить по желобку, отгибая стенки (рис. 19).
  Рисунок 19. Выпрямление стенок протяжки
Перед тем как прикрепить протяжку к столешнице, прислонить ее к планке и пройти фальцовочным ножом в желобке. Потом как можно тщательнее прижать протяжку к планке, чтобы она не отходила от нее по всей своей длине. Зафиксировать ее в новом положении с помощью нескольких гвоздей, прибивая их вплотную к стенкам детали. На смежной короткой стороне столешницы по контуру витража также приставить протяжку необходимой длины, ее торец подвести к стенке закрепленной ранее протяжки, но именно впритык, а не накладывая на нее. Вторую протяжку прижать к планке вбитыми гвоздями (рис. 20).
   Рисунок 20. Прикрепление протяжки
Прежде чем раскладывать стеклянные куски конструкции, определиться с порядком размещения (какие номера будут укладываться первыми, какие – вторыми и т. д.). Причем делать все с таким расчетом, чтобы иметь возможность убрать их, следуя обратной последовательности. Выбрать схему разложения стеклянных фрагментов исходя из конкретной ситуации, потому что универсальных схем нет (рис. 21).
   Рисунок 21. Последовательность разложения фрагментов
Перед прикреплением первых стеклянных элементов убрать гвозди, находящиеся близко к рабочей области, фальцовочным ножом подкорректировать стенки закрепленного профиля, после чего бережно вставить выбранный кусок стекла в угол (или в другое место, но лучше – в угол). Непременно «обездвижить» фрагмент с помощью нескольких гвоздей – тщательная фиксация очень важна, ведь последующие элементы можно укладывать только тогда, когда предыдущие надежно закреплены и не смещаются (рис. 22).
  Рисунок 22. Вставка 1 го фрагмента (традиционный)
На этом этапе использовать протяжки другого сечения. Отрезать кусок длиной примерно 600 мм, 1 концом приставить к ограничительной планке, немного искривить профиль и сделать ножом насечку для обозначения угла обрезания протяжки.
Отделить ненужную часть, аккуратно, но уверенно надавливая ножом. Если стенки протяжки загнулись, выпрямить их фальцовочным ножом.
После всех этих операций стеклянную деталь осторожно вставить в получившийся полукруглый профиль. Курсы витража в Москве.
Там, где округлый стеклянный фрагмент заканчивается, сделать насечку для еще 1 отделения протяжки. Отрезать ее, не доходя до отметки пары миллиметров, т. е. учитывая другую протяжку (рис. 23).
   Рисунок 23. Отрезание 2 го профиля (традиционный)
В том же духе продолжить вставлять стеклянные фрагменты, из которых состоит витражная композиция (рис. 24).
   Рисунок 24. Вставка фрагментов (традиционный)
Когда все стеклянные элементы окажутся на своих местах, завершить конструкцию с помощью контурных профилей, закрыв оставшиеся 2 стороны (подобно тому, с чего все начиналось).  Для чего отрезать протяжку с соответствующим сечением той же длины, что и длинная сторона изделия, выпрямить фальцовочным ножом имеющиеся искривления.  Убрать последние гвозди сначала на 1 й половине профиля, надеть его на оставшиеся голыми ребра крайних стекол, зафиксировать протяжку гвоздями снаружи; затем извлечь оставшиеся гвозди, держащие стекла, и надеть на них 2 ю половину профиля, также,  не забыв зафиксировать его гвоздями. То же самое предпринять по отношению к протяжке с оставшейся короткой стороны конструкции (рис. 25).
   Рисунок 25. Закрытие витража (традиционный)
Получившийся витраж уплотнить и приступить к пайке. Несильно постучать по профилям молотком, акцентируя удары на выступающих местах, чтобы сделать контурную линию ровной. Не придавливать стенки протяжек к стеклу, поскольку иначе будет сложно извлечь цементный раствор (рис. 26).
   Рисунок 26. Уплотнение витража (традиционный)
Далее в точках пересечения протяжек нанести флюс. Наконечником горячего паяльника «зачерпнуть» немного припоя и распределить его там, где ранее был нанесен флюс. Прикасаясь наконечником к обрабатываемой поверхности и слегка нажимая, вращательными движениями увеличивать область пайки, не допуская того, чтобы расплавленный припой растекался более, чем на несколько сантиметров от жала инструмента. Последовательно участками обработать всю поверхность витража (рис. 27).
    Рисунок 27. Пайка (традиционный)
Когда на лицевой стороне конструкции все будет пропаяно, убрать гвозди по периметру, перевернуть изделие и паять уже с другой стороны. При работе с паяльником не задерживаться длительное время в 1 месте, иначе на противоположной стороне витража могут появиться наплывы.                                                                                                             Выполнить заделку протяжек цементным раствором. Для чего освободить рабочий стол от всего лишнего и подготовить инструменты и материалы для цементирования. Надев перчатки, открыть емкость с раствором, специальным шпателем забрать его немного и приступить к обработке. Причем важно, чтобы цемент оказался под стенкой профиля. Работать инструментом аккуратно, стараясь как можно реже задевать свинец. Бережно пройти сначала с 1 стороны стенки протяжки, потом – с другой. Таким образом отделать всю конструкцию (рис. 28). Курсы витража в Москве.
   Рисунок 28. Нанесение раствора (традиционный)
После цементирования максимально загнуть к стеклу стенки профилей, заталкивая цемент внутрь них. Излишки раствора удалить с помощью ножа. Идеальной очистки выполнять не нужно, поскольку в этом помогут древесные опилки. Для чего распределить их по поверхности достаточно толстым слоем и растереть руками. Таким образом очистить поверхность витража от цемента и других веществ.  По возможности аналогичные действия выполнять сорговой щеткой. Пройтись ею по поверхности, совершая вращательные движения. Не нажимать и не махать слишком сильно, так как можно поцарапать мягкий свинец. Хлопчатобумажной салфеткой вытереть пыль. Чтобы удостовериться в отсутствии следов на стекле, посмотреть витраж на просвет. Блестящими пайка и профили станут в том случае, если отполировать их патиной – несколько капель нанести на хлопчатобумажную салфетку и, слегка прижимая, протереть поверхности. Дать жидкости просохнуть несколько минут, после чего натереть новой салфеткой.  При желании осуществить вощение конструкции. Для чего накапать на нее несколько капель воска, высушить в сухом месте на протяжении часа и чистой салфеткой интенсивно натереть изделие, получив в результате тонкую пленку, защищающую его от влаги и пыли (рис. 29).
   Рисунок 29. Готовое изделие (традиционный)
Витраж МОРСКОЕ ДНО.


По материалам Интернет-ресурсов. Курсы витража в Москве.
Для начинающего витражиста в Интернет-ресурсах есть много фото, видео, текстового материала. Есть Учебники по витражам. Но лучше прийти к мастеру в Русскую Академию Ремесел и проучиться у него два - три месяца. Этого достаточно чтобы самостоятельно дома изготовить небольшие витражные работы: панно, картину, окно, абажур, торшер, экран, люстра.
1.    Швейцарские витражи XVI - XVIII веков. Автор: Е.А. Шликевич. 2010г.
2.    Сергеев Б. П. Выполнение художественных изделий из стекла. Высшая школа, Москва, 1984г.
3.    Литвиненко С. Технология фьюзинга. Киев, 2005г.
4.    Карабанов В. В. Витражи, светильники, рамки. / Ремесло и рукоделие. Профиздат, Москва, 2004г.
5.    Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. М., 2006г.
6.    Art Deco Stainded Glass Pattern Book. Автор: Ed Sibbett,Jr. 2012 г.
7.    Art Deco. Дизайн витражей. «Art Deco Stained Glass Pattern Book»
Ed Sibbett Jr.   Dover Publications Inc., New York 1977.
8.    Изысканное стекло своими руками. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. Автор Марина Городецкая. АСТ. 2010 г.
9.    Цветное стекло в интерьере. Линетт Ригли. 2007г.
10.    Цветные витражи: Модно и стильно. Татьяна Ткачук. АСТ, 2009 г.
11.    Якушева М. С., Ивановская В. И. Искусство витража. Принципы построения композиции. На примере готического витража XI-XV вв. Учебное пособие. Издательство В. Шевчук. М., 2011г.
http://studiya-da.alloy.ru/about/      Демин Александр  http://studiya-da.alloy.ru/images/  
http://vitroart.ru/articles/lib_lit/
http://masterpodelok.com/rabota-so-steklom/15843-master-klass-po-izgotovleniju-vitrazha-v-tehnike.html
http://gardenweb.ru/ustroistvo-khudozhestvennykh-vitrazhei
21 октября 2013 года.
Русская Академия Ремесел