Английская версия

Словарь реставратора ( Мебельный).

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Курсы Реставратор мебели


АБАКА: верхняя плита капители колонны; в мебели — венчающая часть колонны, которая принимает на себя тяжесть карниза.

АДЕЛЬФИ: название фирмы, основанной английским архитектором Р. Адамом (1728 1792) и его братом Дж. Адамом и занимавшиеся вопросами интерьера.

АКАНТ (греч.): южное травянистое растение с большими зубчатыми листьями,

      

собранными в виде розеток. Особенно характерен для античной орнаментики. В средневековье и в новое время этот элемент орнаментики видоизменялся. Илл.1: греческий; илл. 2: римский; илл. 3: ви-зантийско- романский; илл. 4: готический акант; илл. 5: завиток аканта в стиле ренессанса (вид спереди): илл. 6: то же (вид сбоку).

АКЕРБЛОМ : шведский врач, усовершенствовавший линию спинки стула в соответствии с анатомо-физиологи-ческими требованиями. Его принцип получил распространение во всем мире.

АКРОТЕРИОН: украшение или насадка на острие или на обоих концах фронтона вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют форме.

АЛЛЕГОРИЯ: условное изображение абстрактного понятия (добродетели,
искусства и т. д.) через конкретные образы.
 
АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ: элементы декора, имеющие форму кусочков драгоценных камней, распространены главным образом в мебели ренессанса.


 

АМУР: древнеримский бог любви, изображавшийся в виде обнаженного "крылатого мальчика с луком и стрелами; маленький ангел; шире — изображение обнаженного ребенка в искусстве.

 

АНТИЧНЫЙ: восходящий к греко-римской древности.

АНТИК: обычно всякого рода предметы, носящие отпечаток старины; редкости.

АППЛИКАЦИЯ: способ создания орнаментов или иных изображений путем наложения на основной фон кусочков из иного материала, например, на
мебельное изделие — выпиленного орнамента из металла (бронзы и   др.). Один из характерных узоров
аппликации.



АРАБЕСКА: насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов,  порой включающий и надпись. Получил развитие в пластических искусствах арабских стран, распространен в испанско-арабско-мавританском искусстве. В искусствоведении многих стран Европы этот термин имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске—орнаменту из геометрических мотивов).


 
АРКА: форма, которая — как видно из иллюстраций — в зависимости от различного назначения и различных стилей встречается в различных вариантах в зданиях, мебели и в жилище: илл. 1.: в виде полукруга; илл. 2.: в виде сегмента; илл. 3: в виде корзины; илл. 4: остроконечный свод арки; илл. 5: сегментный остроконечный свод; илл. 6: свод в форме ланцета; илл. 7: позднеготический свод (Тюдор); илл. 8: свод в виде ослиного хребта; илл. 9: свод в виде занавеса; илл. 10: свод в виде подковы; илл. 11: свод в виде пера для ручки; илл. 12 и 13: веерообразные своды; илл. 14: свод в виде трилистника; илл. 15: двойной остроконечный свод. Арки являются весьма характерными, но не единственными или  в
 
важнейшими признаками отдельных стилей. Ниже приводятся для примера английские формы готических арок: илл. 1 и 2: ранняя готика; илл. 3 и 4: высокая готика; илл. 5: поздняя готика (Тюдор). 
               

АРКАДЫ: покоящиеся на столпах или колоннах ряды арок.



АРХИТРАВ: горизонтальная каменная балка, расположенная непосредственно над колоннами, которая в античном искусстве несла фриз и венчающий карниз, см. также КАРНИЗ.

АТЛАНТ: несущая колонна в виде мощной мужской фигуры на мебельных изделиях или зданиях (от мифологического Атласа, поддерживающего небесный свод).

АРМУАР: шкаф, от латинского слова “аг-тагшт”, шкаф для оружия, позднее также платяной или книжный шкаф.

АРТ ЭНД КРАФТ: движение за достижение наивысшего качества ручной продукции в Англии, начатое и возглавленное У. Моррисом (1875— 1890).

АРХАИЧЕСКИЙ: древний, свойственный старине; в греческом искусстве —
период до средины V в. до н. э.

АРХАИЧНЫЙ — отзывающийся стариной, устарелый. АРХИВОЛЬТ: профильный арочный карниз, обрамляющий арку.

АРХИВОЛЬТ: профильный арочный карниз, обрамляющий арку


 

АТРИЙ (а1ег — черный): главное помещение раннегреческих и римских жилых домов с очагом, от дыма которого помещение становилось черным. Позднее — вестибюль без крыши в римском доме (см. ГРЕКО-РИМСКИЙ ДОМ).

АТТИКА: свободно стоящая низкая стена над главным карнизом здания, которая максимально закрывает крышу с целью ее маскировки.

АРХИТЕКТУРА: зодчество, строительное искусство; художественное решение объекта строительства, форма его построения.
 
АРХИТЕКТУРНЫЕ ЧЛЕНЕНИЯ: общее обозначение принятых в архитектурных сооружениях колонн, пилястров, карнизов, профилей, арок, аркад, балясин, ризалитов и т. д., которые можно встретить в старых мебельных изделиях.

АРХИТЕКТУРНЫЙ: характерный для строительного искусства тип построения; аналогично и для мебели, если в процессе формообразования руководствуются закономерностями зодчества с присущими ему формоэлементами, членениями и деталями, к примеру, в шкафах стиля ренессанс.     5
БАЗА: нижняя часть колонны или пилястра.

БАЛДАХИН: полог кровати; небольшой, чаще всего поддерживаемый роскошными колоннами навес над кроватью (троном, алтарем и т. д.), оформленный драпировкой, характерен со средних веков до начала XIX в.
 

БАЛЮСТРАДА: перила, состоящие из балясин между постаментами.
 

БАЛЯСИНА, или СТОЙКА БАЛЮСТРАДЫ: богато профилированные, волнистые колонны небольшого размера круглой или четырехугольной формы, опора для перил или парапета.

БАРЕЛЬЕФ: плоский рельеф.

БАРОККО (итальян.bагоссо- вычурный): название стиля, происходящее от характерного мотива раковины.
 
БИСКВИТ: белый, не покрытый глазурью фарфор, в классицизме употреблялся также в качестве вставок в мебельные изделия.

БОРОЗДКА (желобок): см. ПРОФИЛЬ.   БРУС: доска толщиной 50— 100 мм.
БУСЫ: тонкая полоска, состоящая из шаров и продолговатых элементов; в мебели часто применяется как декоративный элемент профилей, особенно в итальянском ренессансе. 
БУФЕТ: шкаф для посуды. БЮРО: письменный стол.
ВЕДЖВУД: английский не покрытый глазурью фаянс, вторая половина XVIII в., названный именем автора. Барельефные дощечки с белыми рельефными фигурами из этого фаянса применялись в качестве вставок на мебели.

ВЕНОК: большей частью пластичный орнамент, прямолинейный или в форме круга, из растительных элементов, цветов, фруктов, иногда перехваченный


лентами.

ВЕНЧАЮЩИЙ КАРНИЗ: см. КАРНИЗ.

ВНУТРЕННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ СВОДА: внутренняя плоскость стены в выемке свода двери или окна
      

“ВОЛНА ИЗ ЛИСТЬЕВ”: см. КИМА, “набегающая волна”. бенно же—в стиле барокко, часто употреблявшийся элемент украшения шкафов.
 
ВОЛЮТА (лат. — скрученная): скульптурное украшение из двух спиралевидных завитков на капители ионической колонны; основная форма украшения заимствована из природы. Основной мотив орнаментики бронзового века, позднее использовавшийся во всех стилях.

ГАРДЕРОБ: большой шкаф для одежды; также помещение для хранения одежды.

ГАРНИТУР: полный комплект предметов (мебели, инструментов, утвари, белья н пр.) одинакового образца или служащих одной цели.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА: примитивное украшение поверхности. Геометрический рисунок клинообразными линиями вырезается в дереве. В прекрасном исполнении встречается на сундуках раннего средневековья; применяется и в наше время для. украшения крестьянской мебели.
 

ГИРЛЯНДА: волнообразное украшение на зданиях или мебельных изделиях, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент. 
ГЛАВНЫЙ КАРНИЗ: см. КАРНИЗ.

ГЕРИДОН: столик или декоративная подставка, покоящиеся на ножке‐ колонне.    
ГЕРМА: короткая, сужающаяся книзу четырехугольная колонна, завершающаяся бюстом.
 
ГНУТЬЕ (ДРЕВЕСИНЫ): гнутье деревянных жердей (элементов мебели), размягчающихся посредством кипячения или пропаривания в металлических формах. После сушки древесина принимает изогнутую форму. Это основа техники Тонета, при производстве гнутой мебели. Благодаря гнутью древесины экономно расходуется материал, продукция добротна. В том случае, если древесина вырезается по 3‐образному шаблону, количество отходов очень велико, кроме того, древесина полученной таким образом мебельной ножки (илл. 1) имеет прямые волокна, поэтому ножка может легко расколоться. Ножка на илл. 2, изготовленная гнутьем, требует меньше древесины; волокна принимают направление, заданное гнутьем.
 

ГОТИЧЕСКАЯ СКАМЬЯ: скамья с переметом, доска спинки откидывается таким образом, чтобы дать возможность сидеть с обеих сторон; ставилась
главным образом перед камином.  ГРИФ: фантастическое животное с телом льва, головой орла и крыльями; часто встречающийся мотив орнамента. 
ГРОТЕСК: орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, архитектурные детали и пр.). Получил распространение в античном искусстве и со времен ренессанса повторялся во всех стилях.

ГРАНАТОВЫЙ УЗОР: узор[на тяжелых шелковых и бархатных плательных и обивочных тканях, созданный по восточным образцам в XV в. в Италии; позднее получил распространение во всей Европе. 
ГРЕКО‐РИМСКИЙ ДОМ, план: жилые помещения расположены вокруг атрия
 
и перистиля симметрично по обе стороны главной оси.
ДЕКОРАТИВНЫЙ: служащий для украшения (декорации). ДЕКОРАТИВНЫЕ РАМКИ ДЛЯ ОКОННЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ: декоративные
деревянные планки из твердой древесины с тонким профилем для расчленения стеклянных дверок в мебели. В английской мебели конца XVIII в. часто выполнялись в китайском стиле. На илл. изображен типичный вид оконного переплета. 
ДЕЛЬФИН: стилизованный мотив в орнаментике единственного помещения дома.

 

ДЕРЕВЯННАЯ ОБШИВКА: облицовывание внутреннего помещения ровными деревянными плитами или рамами и филенками. В. ранних стилях часто сопровожлалась богатым архитектурным декором; обшивка начиналась на уровне высоты спинки стула и доходила до потолка.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СОЕДИНЕНИЯ: способы сборки деревянных деталей (мебельных элементов). Имеются также соединения для сплачивания, сращивания, Г‐образные и Т‐образные соединения, см. также ПАЗ.

ДИАГОНАЛЬ: линия, соединяющая противоположные углы прямоугольника. В микенском строительстве дворцов — это господский дом с открытым портиком; он может служить, вероятно, и образцом дорического храма.
 
ДОМ‐УРНА: урна в форме дома для хранения праха умерших, “жилой дом” (обиталище) для усопших из керамики или металла. Урны для праха донесли до нас формы примитивных домов; неолитический гроб в форме дома.
 

ДОЩАТАЯ МЕБЕЛЬ: простая мебель, чаще всего из массива ели, в форме которой подчеркиваются особенности доски как материала и особенности дощатой структуры.

“ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА”: бюро, верхняя часть которого, снабженная выдвижными ящиками и нишей посредине, напоминает дарохранительницу. Отсюда и название.

ЕГИПЕТСКОЕ СТОЛЯРНОЕ РЕМЕСЛО: разновидность египетского ремесла с высокоразвитой техникой. На верхнем рисунке изображен столяр, работающий со сверлом, на нижнем — столяр полирует мебельные ножки, имеющие шипы.Jоба работают сидя.

 

ДРЕВЕСНЫЕ ПОРОДЫ : в мебельной промышленности используется около сотни различных пород древесины, 50% из них — экзотические породы древесины; 12% — древесина хвойных, или мягких пород. Оставшуюся часть
— европейские лиственные породы — принято называть твердой древесиной.

ДРЕССУАР: поставец, изделие мебели поздней готики, представляющее собой в верхней части уступ с общей задней стенкой и выступающим вперед балдахином; он располагался у стены в трапезной и служил в качестве стойки для посуды .
 
ЖИРАНДОЛЬ: канделябр или настенный светильник.

 

ЗАВИТОК: орнамент, края которого для усиления пластичности закатаны. Особенно распространен с середины XVI в. во фламандском и немецком искусстве.

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ: верхний, завершающий камень свода или арки. Часто богато украшенный. делить правильные пропорции произведения искусства. В основе метода лежит деление длины таким образом, чтобы больший отрезок так относился к меньшему, как сумма отрезков (т. е. вся длина) к большему. Пропорциональность достигается путем уменьшения или увеличения частей одинаковой формы, но различной величины. Формула для определения этой закономерности именуется золотым сечением.
 

ЗВЕРИНАЯ ЛАПА: способ оформления мебельных ножек, происходящий из Египта. На илл.: ножки в форме конечностей крупного рогатого скота; львиные лапы; стилизованные передние и задние конечности животных.

 

ИЕРОГЛИФЫ: фигурные знаки в системе письма некоторых народов, условно передающие понятие, слог или звук.
 
ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: письмо иероглифами.

 

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ: геометрический метод, при помощи которого можно найти правильные пропорции предмета. Золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление  непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

ИНКРУСТАЦИЯ: плоскостной орнамент на мебели и облицовке стен, набранный из различных материалов (бронза, кость, черепаха, перламутр и т. д.).

ИНТАРСИЯ: деревянная инкрустация. Отдельные элементы интарсии тонируют способом погружения в раскаленный песок (обжиг). См. еще МАРКЕТРИ—один из способов интарсии, распространенный в английской мебели конца XVIII в., — показан на илл.: узкая, обрамляющая полоска набора (светлое и темное дерево).  
ИНТЕРЬЕР: функционально‐утилитарная и эстетическая организация, оформление внутреннего пространства помещения.

КАБИНЕТ: декоративный шкаф, чаше всего для хранения бумаг, зачастую использовавшийся также как бюро; был в употреблении с XV по XVII вв. В Испании появлялись экстравагантные, в Англии — элегантные, в Италии (Венеция) — пышные шкафы‐кабинеты с интарсией; французы (Буль) изготавливали роскошные помпезные шкафы‐кабинеты.

КАБЛУЧОК: см. ПРОФИЛЬ.

КАБРИОЛЬ: изогнутыемебельныеножки, иногда с лапами животного, вероятно, китайского происхождения. Приведенные ниже иллюстрации (1—
12) показывают развитие и варианты от раннего барокко до китайского рококо: ранние неукрашенные формы с волютами и опорой ножки в виде копыта (илл. 1—3); прекрасные гладкие формы ножек с подошвами в стиле эпохи королевы Анны (илл. 4 и 5); усложненные варианты с использованием звериных лап (илл. 6—8); формы ножек рококо, китайские и богатые ножки чип‐пендейл .
 

                

КАНДЕЛЯБР: подставка с разветвлениями для двух или нескольких свечей или электрических ламп. Первоначально этрусско‐римский бронзовый светильник с масляными лампами. Его изображение часто используется как элемент орнамента.


КАННЕЛЮРЫ: вертикальные желобки в стволе колонны или пилястра, примыкающие друг к другу ребром (илл. 1: дорическая колонна) или отделенные друг от друга маленькими плоскостями (илл. 2: ионическая и коринфская колонны); стенной пилястр (илл. 3).




      


КАПИТЕЛЬ КОЛОННЫ: верхняя выступающая часть колонны, принимавшая в различное время и в различных стилях разнообразные формы. На илл. показаны 1. византийская двойная, 2. романская кубическая, 3. готическая, 4. ионическая, 5. коринфская и 6. римско‐коринфская, дорической капители: А
— абака, Е — эхинус (утолщение), Т —стержень.
 

 

КАРИАТИДА: женская статуя, поддерживающая, подобно колонне, выступающую часть здания. Встречается не только в архитектуре, но и в мебельном искусстве как декоративный элемент. Самое большое распространение получила в мебели стиля ампир, подражавшего образцам античного искусства.

 

КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ: изделия мебели такой конструкции имеют остов, образованный стойками, пространство между которыми заполнено плитами или рамами и филенками. На иллюстрации изображен каркас шкафа. У стульев такой конструкции ножки и царги соединяются шипами. А, В, С, О — места пазов и шипов.


 
 
КАРНИЗ: горизонтальный выступ, завершающий (возможно расчленяющий) стену здания, мебельное изделие или иду‐ щий над окнами, дверями.
Главный, или венчающий карниз завершает здание или мебельное изделие сверху. Примером служит главный карниз греческого храма, состоящий из 3 частей: балок, фриза и венца. На верхней илл. показаны:  1. сима (гусёк), 2. плита, 3. дентикулы, 4. фриз, 5. архитрав, 6. капитель колонны. Главный карниз может иметь различные членения. А готические карнизы сильно профилированы, срезаны наискось, для них характерна игра теней, даются классические пропорции. На нижних илл. представлены 1. простая, 2. сложная схема. Профили карниза в барокко отличаются тем, что в них не соблюдаются классические пропорции. Профили карнизов в различных стилях мебели тоже различны. Мебельные карнизы заимствованы из архитектуры, однако он




  










 
 

трактуются более свободно. Египетский карниз является единственным в своем роде, он состоит только из плиты потолка и из вогнутого соединительного элемента. Для романского стиля характерны массивные, тяжелые карнизы и профили. В романском стиле для горизонтального расчленения общей кубатуры здания часто использовался опоясывающий карниз с аркадой арок. В английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев

КИМА (“набегающая волна”): украшение в виде каймы из стилизованных листьев, преимущественно на карнизах греческих храмов; имеются различные варианты: дорический, ионический, лесбосский эхинускима, последний — с иониками.



 
КАРТУШ: лепное или графическое украшение в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, вензеля, эмблемы и т. п. Часто употребляющийся элемент орнамента в позднем ренессансе и барокко.

 

КИТАЙЩИНА: китайские мотивы декоративных украшений — ажурная решетка, лаковая живопись для украшения французской и английской (Чиппендейл) мебели рококо и интерьеров XVIII в.



 


КАССА‐ПАНКА: скамья‐сундук или скамья для сидения, имеющая внизу ящик, в большинстве случаев с деревянной спинкой и подием, изобретение итальянского ренессанса, предшественница канапе .
 
КАССОНЕ: большой сундук для одежды и домашней утвари, одновременно использующийся для сидения.

КЕССОН: 1. четырехугольное углубленное поле балочного перекрытия, 2. также маленький кессон.

КЛАССИЦИЗМ: стилевые тенденции, основанные на подражании античным образцам, например, в стиле ампир.

КЛАССИЧЕСКИЙ: 1. относящийся к греко‐римской культуре, античный; 2. образцовый, совершенный; 3. то же, что и классицистический.

КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЕБЕЛЬНЫХ НОЖЕК: производные от
колонны или стелы, сужающиеся книзу; каннелюры, членения, украшения из
листьев или розеток и другие декоративные элементы еще больше усиливают классический характер.






КОЛОННА: суживающаяся кверху, гладкая или ребристая (с каннелюрами) опора; может быть круглой и четырехгранной. В барокко, как в архитектуре, так и в мебели, культивировались точеные колонны.  клеёная ФАНЕРА: древесная плита. состоящая из трех тонких слоев еловой древесины, в совокупности 20—30 мм толщиной, склеенных перпендикулярно направлению волокон, благодаря чему древесина не коробится. В настоящее время вместо клееной фанеры применяются готовые панели, которые к тому же экономичны.




 
 
КЛИСМОС: элегантная форма греческого стула с одинаково изогнутыми ножками и спинкой .

КОНСОЛЬ: кронштейн, выступ в стене, выполняющий функцию опоры
(поддерживает балкон, карниз) или служащий для установки на нем







украшений.

КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: стилевой вариант английской мебели, получивший развитие в работах английских столяров‐мебельщиков, эмигрировавших в Америку.

КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ: исходит из конструкции предмета, подчеркивает ее и выделяет отдельные элементы.

КРАБ, ИЛИ ПОЛЗУЩЕЕ РАСТЕНИЕ: в готике листья и цветы из камня по краю фронтона, фиал и т. д. Орнамент кажется вползающим на архитектурную деталь, отсюда и название. 
КРОНШТЕЙН: см. КОНСОЛЬ.

КУШЕТКА: лежанка, широкая  софа.

ЛЬНЯНЫЕ СКЛАДКИ: способ заполнения плоскости в поздней готике, прежде всего — в мебели; вертикально расположенные плотные
   ряды складок, которые напоминают вид складок на ткани.
ЛАМБРЕКЕН: тяжелый поперечный подвес над кроватями, тронными балдахинами или окнами и дверями.  
 
ЛЕВ: со времен античности постоянно используемый стилизованный элемент украшения мебельных ножек и опор, позднее — и в композициях декоративных орнаментов.

 

ЛИЗЕНА: вертикальная, несколько выступающая узкая часть стены без капители и базы, часто встречается и в мебели.

ЛЮНЕТ: поле полукруглой формы над дверями или окнами. МАРКЕТРИ: мозаика по дереву; см. ИНТАРСИЯ.
МАСКА: гротескная голова или лицо, декоративный элемент в архитектуре (большей частью на кронштейне) и в мебели (на филенках и резьбе).




ЛЬВИНАЯ ЛАПА: излюбленный мотив римлян при оформлении ножек мебели. 
МАСТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ: слесарь,
обрабатывающий металл для декоративных целей; им изготавливаются ворота, решетки или фурнитура из кованого железа. На илл. изображены римские формы ножек: 1: человеческая фигура, заканчивающаяся звериной лапой; 2: верх в форме головы льва и окончание в форме львиной лапы соединены орнаментом из листьев. Подобные ножки, большей частью мраморные или бронзовые, применялись при изготовлении столов.
 

 

МЕАНДР: распространенный тип геометрического орнамента, имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в древней
Грецин, получил название от извилистой реки Меандр в Малой Азии (ныне р. Б. Мендерес в Турции). 
МЕБЕЛЬ ИЗ МАСС.ИВА ДРЕВЕСИНЫ: мебель, изготовленная из твердой древесины, без фанеровки, главным образом с использованием рамочно‐ филеночной вязкой.

МЕБЕЛЬНЫЕ НОЖКИ: два примера: слева чисто декоративное решение, противоречащее конструкции, когда ножка, фактически подчиненная мебельному изделию в целом, логически не имеет с ним ничего общего. Справа ножка мебельного изделия, органично связанная с ним. Ренессанс известен преимущественно массивными мебельными ножками с точеными элементами, имеющими в середине шар.

МЕДАЛЬОН: изображение, заключенное в круглую или овальную раму; характерный элемент украшения мебели во французском и нидерландском ренессансе. 
МИНИАТЮРА: небольшое по размеру произведение живописи. Средневековые рукописи украшались миниатюрами, часто имевшими форму инициалов. На миниатюрах нередко находят изображение мебели.
 

      

МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ: широко задуманная, торжественная, громоздкая форма. Монументальному произведению присуще внутреннее, не обязательно выраженное внешне, величие.

МОТИВ БАРОККО: орнамент, состоящий из 5‐ и 6‐образньк элементов и завитков аканта. Пустое пространство, оно‐то и заполняется ажурным орнаментом. Формы этого орнамента чрезвычайно разнообразны, самыми излюбленными являются розы, различные контурные формы (например, украшение, составленное из частей круга), форма рыбьего пузыря; илл. 1:
трехконтурная форма; илл. 2: четырехконтурная форма; илл. 4: шестнконтурная форма; илл. 3 и 5: “рыбий пузырь” (из 2 и 3 элементов).




 











НИША: углубление в стене, часто используемое для скульптуры; подобные декоративные мотивы часто встречаются так же и в мебели.
 
ОБИВКА: обивка мебели для сидения и лежания. Мягкие элементы, обитые тканью, появляются в мебели во времена ренессанса, в барокко этот вид обивки приобретает широкое распространение и со временем развивается до сегодняшнего состояния.

ОБОИ: облицовка стен узорчатой бумагой, появились впервые в Китае.

ОБЮСОН: разновидность гобеленового ткачества для изготовления тонких ковров в мебельной обивки, название заимствовано от наименования местности во Франции.

ОРНАМЕНТ: художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение элементов рисунка.

ОРНАМЕНТ, АЖУРНЫЙ (МАСВЕРК): архитектурный орнамент готики.  Название говорит о том, что в основе этого орнамента не лежит никакой конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля, т. е. сконструирован. Часто встречается в мебели (выполняется из дерева) и на зданиях (выполняется из камня). Впервые появился ажурный орнамент окна.

ОРНАМЕНТ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ: состоящий из простых геометрических фигур, ритмически последовательный или плоскостной орнамент. Наилучшие при‐ меры можно найти в романском стиле.  
ОРНАМЕНТ ИЗ МОНЕТ: украшение, применявшееся в ренессансе, в виде наложенных друг на друга монет. 
ОРНАМЕНТ ИЗ РАКОВИН: см. БАРОККО. ОРНАМЕНТ.СТИЛИЗОВАННЫЙВ ВИДЕ ШИШКИ ПИНИИ: орнамент,
распространенный в восточном искусстве. Еще у ассирийцев использовался в
качестве мебельной ножки. 
ОРНАМЕНТ, ЛИСТВЕННЫЙ: характерное для готики украшение из вьющихся растении и листьев (например, листья винограда), обычно стилизованное,
 
иногда в натуральном виде , см. ОРНАМЕНТ РАСТИТЕЛЬНЫЙ
 

ОРНАМЕНТ, ПЛОСКОСТНОЙ: стилизованный орнамент, использующий свойства и особенности плоскости, не подчеркивающий объема, например, узор для обоев или ткани.

ОРНАМЕНТ, РАСТИТЕЛЬНЫЙ: см. ОРНАМЕНТ ЛИСТВЕННЫЙ . Широкое
распространение получил в XVIII в.

ОРНАМЕНТ.СТИЛИЗОВАННЫЙВ ВИДЕ ЦВЕТКА ЛОТОСА: стилизованная
“водяная роза”, часто встречается в восточной орнаментике (Индия, Египет). ОРНАМЕНТ “УШНОЙ РАКОВИНЫ”, ИЛИ ХРЯЩ: элемент орнамента позднего ренессанса в виде хрящевидного утолщения.  
ПАЗ: выемки в досках или других видах пиломатериалов, в которые вставляется шип другой детали; вид соединения деревянных элементов. ПАЛЬМЕТТА: веерообразный растительный орнамент. Варианты: I. египетская; 2. вавилонская, 3. ассирийская и 4. греческая пальметты. В
 
архитектуре и в мебели отдельно стоящие пальметты использовались в качестве венчающего элемента или фриза. 
ПАНЕЛЬ: крупная плита, готовый элемент для мебельного производства. Панель состоит из склеенных реек, облицованных с двух сторон черновой рубашкой, расположенной перпендикулярно направлению волокон внутреннего слоя; также используется как внутреннее заполнение под деревянную обшивку или как обшивка нижней части стены.

ПИЛЯСТРА (реже ПИЛЯСТР): четырехгранная полуколонна, выступающая из стены. Держит антаблемент, укрепляет и расчленяет стену, может быть гладкой или иметь каннелюры, базу и капитель; начиная с ренессанса встречается и в мебели, главным образом по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.

ПАПИРУС: высокое африканское болотное растение, из сердцевины которого в Египте изготавливали папирус для письма. Из связанных в вязанку стволов папируса изготовлялись стержни и капители колонн. ПАРКЕТ: пол из плиток твердой древесины, прежде—из различных древесных пород со вставками.  В наше время распространен паркет, выложенный елочкой, или американский паркет.

РОЗЕТКА : вставки из цветных камней, применявшиеся в эпоху Ренессанса для украшения столешниц и лицевой стороны выдвижных ящиков.
 

ПАТИНА: изменения, происходящие на поверхности металла и дерева под действием воздуха. Они сопровождаются изменением цвета, появлением своеобразного блеска или признаков старения, что свидетельствует о благородной старине.

ПЕРИСТИЛЬ: часть греко‐римского дома (см. там).
 
ПЕРСПЕКТИВА: плоскостное изображение пространственного тела по законам геометрии, благодаря чему достигается пространственный эффект.

ПЛАНКИ С ВОЛНИСТЫМ ПРОФИЛЕМ: см. ПРОФИЛЬ. ПЛАСТИКА: 1. скульптура
вообще; 2. скульптурное произведение; различаются объемная пластика — фигуры можно потрогать руками со всех сторон, и рельеф, где только одна плоскость является выпуклой.

ПЛАФОН: декоративный потолок; потолок, украшенный живописью, мозаикой или лепкой.

ПЛИТА: любой тонкий древесный слой, чаще же всего многослойная плита, склеенная из листов шпона, волокна которых расположены в отношении друг друга поперечно.

ПОДОБЛИЦОВОЧНАЯ ФАНЕРА: то же, что и черновая рубашка, см. ФАНЕРА.
 

ПОЗОЛОТА: часто применявшийся в определенных стилях способ украшения мебельной резьбы, фурнитуры, светильников, часов и т. д. Позолота бывает двух видов: 1. золоченая бронза; 2. наложение настоящего сусального золота на подготовленную с помощью клея и мела основу.

ПОЛИРОВКА: полирование фанерованной и тщательно отшлифованной поверхности мебели посредством лздогократного протирания растворенным в спирте шеллаком. По этой причине лаковое покрытие получается многослойным.

ПОЯС: 1. карниз или полоса наподобие карниза, также на сводах арок; 2. поперечная балка в форме ласточкиного хвоста, используемая для устойчивости; 3. в мебели для сидения натянутая под спиральными пружинами несущая лента. Илл. 1: поперечная балка, положенная плашмя; илл. 2: та же балка, стоящая на боку (поперечный срез). 
ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИЙ:    многоцветный.

ПОЛОСА: украшение, размещенное наподобие фриза, большей частью на карнизах, например, ряды пальметт, меандр и пр.
 
ПРОПОРЦИЯ: соотношение размеров составных частей целого. Оно может быть гармоничным и дисгармоничным и поэтому является существенным фактором в образовании целого.

ПОЛУКОЛОННА: колонна, наполовину выступающая из стены, чаще всего для достижения лучшего оптического эффекта, обычно выступ, несколько больший, чем наполовину (см. рис.). В мебели часто применяли и выступы более чем на 1/2.

ПРОТРАВА: красящие вещества, которые в соответствующих растворах служат для окраски деревянных поверхностей, не закрывая текстурного рисунка: Существуют органические, минеральныеи растительные протравы.
 

ПОРТАЛ: художественно оформленный парадный вход архитектурного сооружения, часто украшенный бвгатым орнаментом или живописью.

ПОРТЬЕРА: занавес перед дверью или дверным проемом.

ПОСТАМЕНТ: пьедестал, остов, на котором возвышается колонна или статуя.

ПРОФИЛЬ: I. Вид лица или предмета сбоку. II. В архитектуре — подчеркнутая линия границы архитектурной детали, например, обрамление окна. III. Контур здания или части здания, особенно карниза. IV. Скульптурная деталь украшения с различными гладкими и изогнутыми плоскостями и кантами, высоко развитая уже в греческой архитектуре. Приведенные иллюстрации демонстрируют различные виды профилей: 1. шотландский, 2. трохилус (бороздка), 3. вывернутая сима (гусёк), 4. вывернутая кима, 5. лесбосская кима, 6. ионический, эхи‐нус, 7. дорическая кита, 8. эхинус‐ки‐та, 9. стоящая сима (гусёк), 10. лежащая сима (ср. кима). Бороздкой, или желобком называют выдолбленную или изогнутую поверхность профиля, которая изготавливается при помощи калёвки или на фрезерном станке, бороздка в четверть круга; 1 = бороздка в полкруга. Выгнуто‐вогнутая образная архитектурная деталь, т. е. частично выгнутый, частично вогнутый профиль.




 
 

      



ПУЛЬТ: парта, бюро; стол или шкаф средней высоты, верхняя плоскость которых скошена для письма; существуют бюро, за которыми можно писать стоя.

ПЬЕДЕСТАЛ: то же, что и цоколь, подножие колонны.

ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА: стилевой вариант поздней готики во Франции, в котором сложные формы ажурного орнамента выглядят как языки пламени.
 

РАППОРТ: повторяющееся изображение основного элемента

 


рисунка, например, на обоях или ковре. Рейки, имеющие волнообразный профиль, применялись в мебели высокого барокко для усиления вычурности; примитивную машину для изготовления реек с волнистым профилем изобрел в 1600 г. X. Шван‐хард. Мебельные филенки и настенная
обшивка заключались в оправу из более или менее богато профилированных
 
реек, имевших по углам оправы соединение под прямым углом, направленным внутрь оправы.

РАСПИСНАЯ МЕБЕЛЬ: поверхность мебели, сделанной из массива древесины, главным образом крестьянской, не облицовывается дорогостоящей фанерой, а покрывается масляной краской. Затем плоскости украшаются орнаментальной живописью. С недавних пор для отделки мебели стали применяться также нитро‐и полиэфирные лаки.

РЕБРА: в архитектуре пластически подчеркнутые края конструкции сводов.
 

РЕЗЬБА, ПЛОСКАЯ: характерным способ украшения в южногерманской (тирольской) готике. Фон орнамента немного углублен и тонирован. Сам орнамент выступает непосредственно на плоскости без объема, только в очертаниях. поверхности. Различают средние, боковые и угловые ризалиты.
 

РЕЛЬЕФ: скульптурное изображение на плоскости, часто используемое как мебельное украшение, см. также ПЛАСТИКА.

РОГ ИЗОБИЛИЯ: излюбленный декоративный мотив во всех стилях, начиная со времен римлян. 
РОЗЕТКА: орнамент в виде круга, составленный из цветочных лепестков. Как плоскостной орнамент использовался еще с античных времен, в готике
принял форму оконной круглой розы—характерного отличительного признака готической архитектуры.
 








РЕЛЬЕФНОЕ ЛАКИРОВАНИЕ: вырезанное в слое лака,, украшение; китайская техника.

РЕШЕТКА: в искусстве мебели XVIII в. излюбленный мотив украшения изделий по китайским образцам. Как украшение, часто употреблялось на царгах, на спинках стульев и на оконных стеклах .

РИЗАЛИТ: часть здания или изделия мебели, которая выступает по всей высоте с целью расчленения и оживления.

РОКАЙЛЬ: искусственный грот, раковина; хрупкая, тонко расчлененная асимметричная форма раковины, характерный орнамент рококо (отсюда и название стиля).




      

РУСТИКА: см. ТЕСАНЫЙ КАМЕНЬ. Грубый, необработанный, это относится ко всем материалам : ткань, дерево, металл, камень, керамика.

СОЕДИНЕНИЕ НА ШИПАХ: способ соединения деревянных элементов, при котором установленные под углом доски соединяются друг с другом посредством вырезанных шипов. Существуют прямое соединение и в форме ласточкиного хвоста, открытое соединение клиновидными шипами или соединение впотай.
 

                



СГРАФФИТО: разновидность декоративной живописи; устойчивая к атмосферным влияниям живопись на стенах, особенно на фасадах. На стену наносится слой сырой штукатурки, на который накладываются слои разноцветной штукатурки. Затем при помощи скребков штукатурка процарапывается на различную глубину таким образом, чтобы получилась многоцветная картина.

 

СЕРВАНТ (креденца, буфет): известное в различных формовариантах характерное изделие старонемецкого стиля XIX в.

СИЛУЭТ: контурная "Линия формы или теневое изображение; часто это вырезанный, из черной бумаги портрет или изображение в профиль.

СИРЕНА: древнегреческое мифологическое существо с телом птицы и женской головой, в стилизованном виде фигурирует во всех стилях.
Особенно популярный мотив романского стиля

СОЕДИНЕНИЕ В УС: соединение двух досок или реек под углом в 45° при изготовлении рам для картин или рамочно‐филеночной вязки. Рейки для рам являются предметом торговли; из них изготавливаются также облицовочные рейки для филеночных рам.
 
“СТАЛАКТИТОВЫЙ СВОД”: свод исламской архитектуры, состоящий из ниш и свисающих заостренных окончаний, напоминающих наросты в сталактитовой пещере.  
СТЕКЛО, КРУГЛОЕ ОКОННОЕ: перед тем как появилось листовое стекло, створки окон остеклялись круглыми стеклами с утолщением посередине, в свинцовой оправе.  
СТОЛЯРНАЯ МЕБЕЛЬ: мебель, элементы которой построены и оформлены по точной конструктивной системе. Конструкция подобной мебели имеет ясные очертания, без подражания архитектурным формам. Примером мебели такого типа является рамочно‐филеночная вязка.

СТЕЛА: в антике отвесно стоящая каменная плита надгробия с надписями или надгробный памятник с изображением умерших. Также применялась в мебели, особенно в ренессансе.  
СТРУКТУРА ДРЕВЕСНОЙ ПЛИТЫ: столешница изготовлена методом пяти‐ слойного фанерования (1), внутренний слой древесины покрывается с обеих сторон черновой рубашкой (2), а поверх этого — фанерой ценных пород древесины (3). В торцах крепится кант, сделанный из твердых "пород древесины.

СТОЛ‐КОНСОЛЬ: половина стола, большей частью под крупным настенным зеркалом в роскошном исполнении.

СТУЛ, ВИНДЗОРСКИЙ: изготовленное в Англии в 1750 г. кресло из точеных прутьев. Красивая, простая рустикальная мебель для сидения, созданная по этому образцу, изготовляется в большом количестве и в настоящее время.
 

 

СТУЛ, СКЛАДНОЙ: складывающийся стул, обычно имеющий конструкцию типа ножниц. На верхней илл. изображен греческий табурет, на нижней — готический вариант, который, хотя и сохранил форму, но из‐за жесткой конструкции перестал быть складным.

 

СТУККО: название отделочной техники формованными вручную гипсовыми украшениями.

СТУЛЬЯ АНГЛИЙСКИЕ, СПИНКИ: видоизмененные формы барокко, принявшие в XVIII в. формы скрипки или балясины, позднее сквозные. С наступлением классицизма спинки становятся прямолинейными, с решеткой или в форме щита. 
СТЫК: 1. Зазор .между камнями в стене, чаще всего заполняемый штукатуркой. 2. В мебели — имеющиеся или намечающиеся зазоры в местах соединения плоскостей.
 
СФИНКС: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой в древнем Египте, олицетворявшее власть фараона; в древнегреческой мифологии — крылатое существо с туловищем льва и головой женщины, задававшее неразрешимые загадки. 
СУНДУК: средневековое изделие мебели, выполненное из досок плотницким способом; первоначально с резным геометрическим орнаментом, позднее
— вплоть до замены его шкафом — использовался во всех стилях, причем не только по своему прямому назначению, но и для сидения, как скамья.

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ: вид соединения мебельных элементов, при котором соединения образуются самими составными частями, например, цапфы, зубцы и т. д.

ТЕСАНЫЙ КАМЕНЬ: обработанный в виде квадрата натуральный камень, из которого строят фасады. Поверхность оставляют необработанной (тогда этот способ называется рустикой) или придают камню различные геометрические формы.  
ТИМПАН: греческий фронтон, чаще всего со скульптурным украшением. В мебели — также завершение изделия, приобретавшее в зависимости от стиля различную форму, см. также ФРОНТОН.  
ТОЧЕНИЕ (на токарном станке): обработка древесины (или других мягких, неметаллических материалов) на токарном станке для получения различных профильных точеных предметов — ножек для мебели, балясин и прочих мебельных элементов.

ТРЕНОЖНИК: бронзовая подставка на трех ножках, чаще всего складная, на которую в античные времена ставилась жертвенная утварь.
 

 

ТРИКЛИНИЙ: столовая древних римлян: стол, окруженный с трех сторон трехместными ложами; с четвертой, свободной стороны, он сервировался.
 

ТРОСТНИКОВОЕ ПЛЕТЕНИЕ: плетение различных узоров из расщепленного на ленты испанского тростника для сидений и спинок мебели.

ТРОХИЛУС (бороздка): см. ПРОФИЛЬ.




ТРОФЕЙ: декоративно сгруппированное оружие как символ победы; часто используется в мебели как декоративный элемент.

УЗОР ФРИЗА ИЗ ЛЕНТОЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ: переплетенный
ленточный орнамент. Илл. 1: месопотамский; илл. 2: греческий; илл. 3: мавританский. пяти, а из семи слоев. Фанера склеивается и зажимается между двумя нагретыми металлическими пластинами. На илл. изображена пятислойная фанерованная плита: 1. черновая древесина; 2. черновая рубашка; 3. фанера ценных пород. Фанерованная мебель, основа которой состоит из дешевой древесины,
облицованной фанерой ценных пород, известна тем, что при больших поверхностях более слоистой фанеры достигается более высокий эффект присоединения одного слоя к другому, чему мешает изменчивое направление волокон (или текстура). Это явление носит название “усадка фанеры”.

УРНА: глиняный сосуд, первоначально предназначавшийся для погребения, см. ДОМ‐УРНА. Как декоративный орнамент часто употребляется в
 
архитектуре и в мебельном искусстве. В английском классицизме на буфетах с обеих сторон имелись деревянные урны, где хранили ножи, их так и называли. 
ФАЛЬЦ: выемка или углубление для лучшего соединения деревянных элементов друг с другом.

ФАНЕРА: тонкие пластины ценных пород древесины, которыми облицовывается дешевая древесина простых пород. Серединка, состоящая из узких реек, с обеих сторон оклеивается фанерой (черновой рубашкой), на которую затем наклеивается облицовочный слой фанеры ценных пород, при этом направление волокон в смежных слоях фанеры должно быть перекрестным. В особых случаях фанерованная древесная плита состоит не из фанеры.
ФАНЕРОВАТЬ: облицовывать фанерой.      ФАСАД: лицевая часть здания или мебельного изделия.
ФАХВЕРХОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ): особый тип строения древнегерманского происхождения. Несущие части стен состоят из деревянных балок, плоскости заполнены глиной или кирпичами. В зданиях такой конструкции встречаются прекрасные внутренние помещения немецкого ренессанса, имеющие деревянную обшивку. 
ФЕСТОН: гирлянда из листьев, цветов и фруктов; на зданиях выполнена из камня или гипса, на мебели вырезана из дерева. 
 
ФИАЛА: в готике наконечник колонны, пилястра в форме заостренной
башенки, встречается как в архитектуре, так и в мебельном
  искусстве.
ФИЛЕНКА: элемент столярной конструкции — рамочно‐филеночной вязки. Филенка вставляется в паз рамы (илл. 1) или крепится при помощи клиньев . Рамочно‐филеночная вязка известна со времени ее употребления римлянами. Ее основное назначение заключается в том, чтобы избежать последствий разбухания и усадки древесины.  Эта конструкция," многократно применявшаяся, со времени поздней готики, в наши дни потеряла свое значение, так‐как мебель стала изготавливаться из больших пластин. Илл. 1: простая рамочно‐филеночная конструкция; илл. 2: дверь с уголками, согнутыми под прямым углом; илл. 3: филенка с богато профилированной оправой. В ренессансе имелись богато расчлененные геометрические или профилированные филенки. Филенка, изображенная на илл., насчитывает, к примеру, 88 разрезов и соединений профилей.
 

ФИЛЕНКИ, ОТДЕЛКА: типы готической резьбы: 1. ажурные; 2. растительный орнамент,3‐геометрический.
 
ФРИЗ: первоначально полосы на античных храмах между венчающим карнизом и архитравом, чаше всего с украшением в виде фигур; в настоящее время любые орнаментальные полосы, идущие по кромке мебели или стены. В греческом искусстве искусно применяли декоративный фриз с бегущими волнообразными или улиткообразными линиями (см. илл.).
Романские фризы состоят из простых геометрических элементов. Фризы с растительным орнаментом наиболее часто использовались в готике.

ФРОНТОН: завершение фасада здания, которое держит одно‐ или двускатную крышу. Плоский фронтон греческого храма, имеющий треугольную форму, называется тимпаном. В средние века и в эпоху
Ренессанса в Германии строили дома с высоким ступенчатым




фронтоном.

ФРОНТОН В МЕБЕЛИ: фронтон часто использовался также как завершение мебельного изделия. 1. в греческом искусстве в виде тимпана; 2. в ренессансе с аркой; 3. в классицизме с раскрепованным карнизом, 4. в барокко с раскрепованным и завернутым элементом арки. Илл. см. к термину ТИМПАН.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ: принцип формообразования предметов потребления, основанный на их практическом использовании (функции).

ФРИЗ, ЗУБЧАТЫЙ, или ЗУБЧИКИ (ДЕНТИКУЛЫ): ряд чередующихся отстоящих впереди назад, вытянутых прямоугольных плоскостей; часто употребляемое украшение под карнизами зданий и мебельных изделий. Существуют простые и двойные зубчатые фризы, на илл. показан двойной.

ФУРНИТУРА: применяемые на деревянной мебели металлические элементы, которые используются в качестве_украшення или с практическими целями в форлю футерок, ручек, застежек. Для крепления дверей применялась самая различная фурнитура. Наиболее распространенными являются виды фурнитуры, представленные на илл. Излюбленная в средневековье роскошная фурнитура из кованого железа со
 
временем упрощалась и в конце концов исчезла.




В мебели — массивная опора, заменяющая ножки; обычно применяется только для больших, состоящих из нескольких частей шкафов. Илл 1:.
углубленный; илл. 2: выступающий цоколь; Т = корпус мебельного изделия; Г цоколь.  
ХИМЕРА: фантастическое животное из греческой мифологии, встречается в качестве декоративного мотива в античном и более поздних стилях.

ЦАРГА: дощатая рама, соединяющая ножки столов или стульев; вообще любая дощатая рама, поставленная на кромку. На илл.: А = соединенная на открытых шипах царга;.В == царга стола, соединенная с ножками стола на закрытых шипах. 
ЦВЕТОК В ФОРМЕ КРЕСТА: выполненный в виде бутона или цветка шпиль готической башни с крестообразно расположенными листьями.








ЧЕРНАЯ ЭМАЛЬ, ЧЕРНЬ: на блестящей металлической поверхности гравируется рисунок, изображающий фигуры или орнамент, царапины которого заполняются черной металлической краской.

ЧЕКАНКА: обработка поверхности металлов.

ЧЕРНОВАЯ РАМА: рама для натягивания живописного полотна или холста, выверяемая с помощью клиньев.
 
ЧЕРНОДЕРЕВЩИК (эбенист): название столяра высокого класса в XVIII в., изготавливавшего богато инкрустированную художественную мебель.

ЧЕРТОЗИАНСКАЯ МОЗАИКА: развивавшаяся главным образом в готике и ренессансе инкрустация из дерева, перламутра и кости.

ЧЛЕНЕНИЯ: элементы мебельного изделия, созданного по законам архитектуры, выделенные посредством выступов и углублений и обозначающие таким образом конструкцию.

ШЕЗЛОНГ (“длинный стул”): появившаяся в XVIII в. мебель для лежания, состоящая из двух или трех частей, со спинкой; основной прототип распространенной в настоящее время мебели для лежания (кушетка, диван, софа).

ШИФОНЬЕР: узкий шкаф с большим количеством выдвижных ящиков для белья.

ЭМАЛЬ: разноцветная, текучая стекломасса, которой в качестве украшения глазируется металл, а иногда также стекло или глина. ЩИТ (герб): чаще всего
— декоративный мотив мебельной резьбы, особенно в готике и раннем ренессансе. 
ЭМБЛЕМА: предмет или изображение какого‐либо предмета как символ, выражающий идею, понятие.  
ЭНТАЗИС: выпуклость ствола греческой колонны, производит впечатление напряженности колонны под действием идущего сверху давления. Ср.: илл. 1: колонна с энтазисом: илл. 2: колонна без энтазиса. Последняя создает впечатление вдавленной.

ЭВРИТМИЯ: полная симметрия, ритмичное членение частей целого
 
ЭДИКУЛА: небольшой храм, капелла, ниша для статуи или саркофага; надстройка над алтарем; окно в форме здания с фронтоном.      ЭРРЕРА, ХУАН ДЕ (1530— 1597): известный испанский архитектор эпохи ренесанса, по имени которого испанский высокий ренессанс был назван стилем Эрреры (эрререско)

ЭХИНУС: см. КАПИТЕЛЬ КОЛОННЫ.