Английская версия

Творческий портрет мастера.

Мой собеседник Дмитрий Ткачук принадлежит к тем самобытным мастерам, которым нравится творческий процесс  строительства печи. Как рассказывает мастер – не все заказы он берет в работу. Причина проста – негде проявить свою творческую инициативу и инженерно-конструкторскую мысль. Но рассказать, показать, проконсультировать он всегда готов, так как огромный опыт позволяет предвидеть все нюансы проектирования, строительства и эксплуатации печей, очагов, каминов.                                                 

  Член редколлегии Журнала «Камины и Печи»,  ректор Русской Академии Ремесел  Николай Матвиенко беседует с печных и каминных дел мастером Дмитрий Ткачук.
Н.М. – Дмитрий. Как долго вы занимаетесь печным делом?
Д.Т. -  К печному делу я пришел через облицовочные работы. В свое время я окончил учебное заведение по квалификации плиточник. Это было тринадцать лет назад. К облицовочным работам у меня всегда было отношение, как к чему-то волшебному, нетривиальному. Заказчики это ценили. Я повышал свое мастерство. Одному заказчику облицевал керамогранитом под мрамор  бассейн, ему понравилось, и он попросил облицевать камин. Так все и началось с облицовочных работ.


 Н.М. Первую печь тяжело было строить?
 Д.Т.  Первая печь мне обошлась дорого. Строил я ее еще в Ивано-Франковске. Я ее построил, но не высушил и облицевал. Потом затопил,  и облицовка на швах дала трещины. Пришлось второй раз облицовывать. Этот урок приучил меня к правилу: не делать облицовку, пока печь не прошла испытания,  и ее принял заказчик. Довольно часто сейчас встречаешь печников, которые умеют класть кирпич, знают хорошо пожарные нормы, но не знают о температурных швах облицовки, не задумываются о кратности и мерности плитки. А такой немаловажный нюанс как доборные элементы  плитки облицовки это всегда компромисс «красиво-плохо». Здесь не может быть половинчатого решения. Должно быть только на «отлично». Это касается в первую очередь керамогранита и изразцов. Мрамор, доломит и другой натуральный камень дает больше возможностей облицовщику  в выборе мерности, кратности и стыковки углов, фасада, фриза, карниза и других архитектурных элементов. И особенно на столешнице и санитарном фартуке, где подрезки и вставки сразу бросаются в глаза.

 


Н.М.  Что или кто из вашей творческой биографии запомнился вам на всю жизнь?  Или расскажите,  о каком либо курьезном  печном эпизоде.
Д.Т.   В прошлом году я со своей бригадой облицовывал печной комплекс «Довиль» в Одинцово. На печной комплекс  были заказаны дорогие авторские изразцы.  Я приехал снимать замеры, чтоб определить количество изразцов, установить нулевую отметку, сфотографировать металлоизделия. Полдня замерял и не мог понять, что меня не устраивает, что-то не стыкуется. Интуиция и опыт подсказали мне обратиться к прорабу, чтоб он карандашом установил нулевую отметку чистого пола. Он показал. Оказалось, что печной комплекс сложен на 140 мм ниже этой отметки. Вес конструкции печного комплекса 14 тонн. Я вызвал субподрядчика и показал, что кирпичный печной комплекс  смонтирован ниже установленной метки. Каково же было мое удивление, когда субподрядчик через три меня вызвал и я наблюдал, как он домкратами поднимает печной комплекс, сложенный на глине. Ширина комплекса  5 метров. В моей практике это впервые я узнал, что печь выложенную на глине можно поднять домкратами.  Были еще курьезные случаи, когда  заказчику сдаешь печь-игрушку,  а через два месяца приезжаешь и смотреть на нее без слез невозможно. Субподрядчики, электрики, сантехники, гастербайтеры превратили изразцовую дорогую печь в печь для сжигания мусора и обогрева помещения без окон.


Н.М.  Расскажите о своих печных секретах?
Д.Т.  Их не так много этих секретов.                                                                        

Первый секрет – не бояться новой работы, новых технологий, новых материалов. Я никогда не говорю заказчику – я этого не знаю, или,  я это никогда не делал. Это слабость, которую в себе надо изживать как раба лености. Я люблю экспериментировать на изделиях заказчика. Иногда ему говорю об этом. Иногда молчу и жду результатов испытаний. Если испытание удачно – потом говорю заказчику, что я применил ноу-хау на его печи. Недавно у меня была в работе сложнейшая банная печь-камин, которая не имеет ни одного прямого угла. Некий овальный многоугольник с тремя функциями массой 15 тонн. А,  как известно – кирпич прямоугольной формы. Я не стал стесывать кирпичи, нашел Кирпич «Лодэ» нужной формы и сгладил углы.                                                                                                               Второй секрет – заказчик всегда прав. К любому заказчику нужен индивидуальный подход. Нет плохих заказчиков и хороших печников, но наоборот, есть хорошие заказчики и плохие печники. Проанализируйте свои конфликты с бывшими заказчиками. Вы найдете десять причин,  по которым вам отказали в выплате гонорара:  опоздание на работу, рабочее место грязное, печник  курит на объекте в доме хозяина, материал низкопробный взятый по дешевке, и т.д.  Вы дали понять заказчику, что вы умнее и хитрее его. Но Заказчик доверил вам: свои деньги, свое имущество, свое здоровье, свою жизнь. Не надо расшифровывать? Печь может задымить и хозяин угорит. От дымохода может воспламениться чердак, это имущество. Кто больше рискует?  Думаю – ответ очевиден. Безответственность печника – это настоящая беда современных печников.                                                                 

Третий секрет –  надо делиться. Чем больше ты отдаешь знаний, тем больше их получаешь. Хоть мне и  за тридцать, но у меня много учеников. Сейчас у меня четыре  ученика, которым я передаю свои знания и опыт. Я к ним выезжаю на объект, курирую, подсказываю, иногда сам им помогаю.


Н.М.  -То – есть у вас сейчас некая инфраструктура? Вы  руками не работаете?
Д.Т. - И да. И нет. Инфраструктура простая: архитектор, дизайнер, кузнец, прораб, мастер. У меня есть небольшая кузнечная мастерская,  где мы производим металлические аксессуары для печей и каминов. Еще я плотно сотрудничаю с Русской Академией Ремесел.  А руками я работаю всегда. Есть такие изделия, на которых мои ученики не справляются. Вот недавно был камин с колоннами, каннелюрами, фризами из дорогого мрамора. 38 деталей. Всю облицовку я сам замерял, сам снимал шаблоны, отвозил из камнерезного цеха на объект и монтировал детали на камин. Очень ответственная работа. Здесь спешка не нужна.


Н.М. - Что бы вы хотели пожелать читателям журнала «Камины и печи»?
Д.Т. – Ну,  во - первых я всех печников  поздравляю с днем печника. А  читателям  пожелаю доброго здоровья и стойкости духа в наше неспокойное время,  и найти себе семейного печника, как находят семейного доктора, личного парикмахера, семейного юриста.
Творческие работы Дмитрия Ткачук можно посмотреть на сайте:
http://www.artdek.ru/
http://www.art-decogroup.ru/

 


04.07.2016