Английская версия

Завиток – символ, стиль, образ

Автор статьи Лев Панченко.

Завиток – символ, стиль, образ 1.

Как завиток трансформировался с изменением художественной идеи, происходившим вместе с изменением мировоззрения людей Европейской части нашего континента, начиная с раннего средневековья и до наших дней. Иными словами – какие формы и линии завитков присущи различным стилям изобразительного искусства. Как завиток разветвлялся, закручивался, раскручивался, обрастал деталями, иссыхал, деформировался и изламывался с XII века до века XX.
Итак, XI – XIII века – романский стиль. Завитки сплошным ковром плотно покрывают всю поверхность решётки. Но это не хаос, не навал. Завитки строго организованы. Прослеживаются чёткие линии, чаще вертикальные, которые создают конструктивную основу решётки. Завитки вырастают и разветвляются из одного корня, из – за этого более толстого, часто перехваченного хомутом. Развитие и соединение завитков симметрично и периодично. Размеры соседних завитков весьма разнообразны. Большие завитки или очень плотные, или имеют в середине цветок, сделанный из маленьких завитков. Пруток, из которого сделаны завитки, имеет прямоугольное сечение.

                     

Завиток – символ, стиль, образ 2.

Начало XIII века можно считать переходным. Середина XIII, XIV, XV и начало XVI века – это готика. Формообразование готики очень геометрично. В основном готический ордер – это части окружности, создающие определённые готические формы.
Завиток не созвучен готическому формообразованию. В готических решётках и других кованых предметах завиток стилистически не нужен, и его почти нет.
Правда, жиковины дверей готических соборов иногда представляют собой мощное собрание завитков, но это скорее отголосок романского стиля. Как и романские – готические решётки характерны мощной конструктивной основой вертикальных, реже горизонталных, линий.
Попытки приспособить завиток к готической решётке совершались, но следует признать, что готические решётки без завитков стилистически точнее и интереснее.
Готические решётки характерны наличием сложного готического профиля прутка.

            

Завиток – символ, стиль, образ 3.

XVI – XVII века – ренессанс (возрождение). Завиток ренессанса весьма своеобразен и красив, а мастерство ковки, с которым выполнены пересечения и соединения деталей, восхищает само по себе.
В решетках ренессанса завиток снова выступает как основной художественный элемент. Но в отличие от романского стиля и готики – решётки ренессанса в основном выполнены из прутка круглого сечения. Технология решёток ренессанса значительно сложнее романской. В ней часто используется приём прошивки, что позволяет спиралям одного завитка пересекать спирали другого. Появляется характерная для ренессанса “решётка” из пересекающих друг друга прутков, иногда в виде “восьмёрки”.
Для решёток ренессанса – характерно вплетение в орнамент из завитков – плоскостных элементов, иногда имеющих расходящиеся и утоньшающиеся к концам “усы” – заканчивающиеся завитками.
Значение несущих прямых рамных конструкций уменьшается, рама становится менее заметной, и в большинстве решёток только замыкает рисунок по наружному контуру.

   

Завиток – символ, стиль, образ 4.

XVII – XVIII века – классицизм. Во второй половине XVII века, в связи с увлечением античностью, в художественной ковке (вместе с архитектурой) – появляются образцы в классическом стиле.
Завиток в классицизме не несёт главенствующей изобразительной нагрузки в отличии от романского стиля или ренессанса.
Кованые произведения декоративно – прикладного искусства обрастают скульптурными формами – это чеканка и литьё. Это связано с изобразительным рядом античных деталей: копья, венки, аканты, рельефы, розетки и т. п. Завиток иногда вытягивается, приобретая овальные формы. Сечение прутка прямоугольное.
В некоторых классических решетках завиток выступает очень мощно, но он скорее напоминает скульптуру. Это завитки, состоящие из акантовых листьев, имеющие пышные развитые формы.
Без завитка не обходится почти ни одна классическая композиция, но главный акцент задают скульптурные элементы и детали.

              

Завиток – символ, стиль, образ 5.

Барокко – XVIII век. В начале XVIII века барокко – вполне состоявшийся стиль. Барокко – развивает идеи классицизма. В изобразительном ряду барокко остаётся скульптурность, рельефность форм, а вот военная атрибутика практически полностью исчезает. Решётки становятся более пышными. Завиток приобретает характерные для барокко изломы и характерные для барокко гребни. В орнамент вплетаются рельефные элементы – маски, изображения животных, птиц, вазы, розетки, короны, гербы, фигуры людей, цветы и другие скульптурные формы.
Характерно для барокко разбегание двух завитков из одного центра. Завиток в барокко почти всегда сильно скульптурно развит – он усилен гребнями, акантовыми листами, цветами, дополнительными линиями, кольцами и решётками. Сечение прутка или прямоугольное, или более сложное рельефное. Середина завитка плотно скручена и часто рельефно выступает из общей плоскости. В рисунке некоторых решёток используется иллюзия пространственной перспективы.
Завиток в барокко снова становится доминирующим изобразительным элементом.

   

Завиток – символ, стиль, образ 6.

К середине XVIII века барокко переходит в рококо. Как и барокко – рококо продолжает классическую линию. В рококо присутствуют те же элементы, что и в барокко, однако завиток становится гораздо более изломанным. Если в барокко завиток хорошо развит и довольно активно закручен – то в рококо завиток кончается маленьким хвостиком или вообще веточкой. Барокко имеет чёткую и ясную вертикально – горизонтальную геометрическую основу и симметрию – рококо, сохраняя вертикальную ось симметрии, часто располагает линии рисунка по косым линиям к вертикали, а иногда вообще асимметрично.
Как и в барокко – основным изобразительным элементом решёток рококо – является завиток – изломанный, сильно изогнутый в разные стороны. Ещё активнее применяются гребни и листья.
В отличие от романского стиля и ренессанса в барокко и рококо почти не прослеживается последовательное вырастание одного завитка из другого, а отдельные завитки или их группы – соединены в некую композицию.
В отличие от барокко, в рококо даже прямые линии несколько изгибаются и извиваются.
Рококо – это стиль, борющийся с линейностью, но всё же не победивший её полностью, так как эта борьба происходит в рамках вполне прямоугольной наружной рамы.
В связи с отсутствием крупных композиционных акцентов – решётки рококо иногда напоминают довольно равномерный ковёр из завитков.

   

Завиток – символ, стиль, образ 7.

XVIII – XIX века – неоклассицизм и ампир. Во второй половине XVIII века – рококо сменяется второй волной классицизма. Завиток снова становится мощным и развитым. Присущий барокко и рококо гребень исчезает. Зато активно применяются различные скульптурные формы – акантовые листья, пальметы, лавровые венки, различные литые розетки и рельефы.
Завиток вполне активно участвует в композиции рисунка, но замысловатость соединений, присущая ренессансу, барокко и рококо – отсутствует. Завиток иногда становится прямоугольным – созвучно меандру, а иногда меандр становится округлым, состоящим из ряда завитков – созвучно другим завиткам композиции.
Рисунок неоклассицизма – отличается чёткостью и относительной простотой геометрии, наличием хорошей амплитуды толщин элементов, т. е. сочетания активных толстых и изящных тонких линий, включением в композицию большого количества рельефных скульптурных форм. Сечение проката – прямоугольное. Военная атрибутика почти не встречается.
Постепенно – тенденция развития простоты и ясности геометрических линий рисунка приводит к появлению ампира.

   

Завиток – символ, стиль, образ 8.

В начале XIX века – ампир вполне сформировался как стиль. Являясь продолжением классического ордера – ампир в своём изобразительном строе использует античные контуры и формы, однако завиток – как часть визуального ряда, как декоративный элемент – чужд ампиру. Для ампира характерны простые прямые линии, перекрестья, круги, прямоугольные меандры, венки, ленты, копья, стрелы, боевые топоры и другая военная атрибутика. Детали композиции ампира либо линейны, либо скульптурны (т. е. – присущи технологии литья) – поэтому ковка ампира хотя и многочисленна, но не интересна и малозначительна.

       

Завиток – символ, стиль, образ 9.

Историзм – XIX век. В середине XIX века на смену ампиру приходит историзм. Он подытоживает эпоху увлечения античностью. Историзм включает в себя все классические стили – классицизм, барокко, рококо – но несколько их трансформирует и перемешивает.
Завиток в историзме снова является одной из главенствующих частей композиции. Интересно – что в тех решётках историзма, которые копируют линейную композицию барокко и рококо – на завитках обычно отсутствует характерный для этих стилей гребень, а используются акантовые листья и венки, более присущие классицизму. Наряду с классическими стилями историзм использует мотивы ренессанса и готики.
Историзм – это период исканий, смены приоритетов. Старые стилевые рамки не отвечают духу времени, а новые идеи ещё не сформировались. Поэтому историзм как бы достаёт из сундука прошедших эпох всё, что было накоплено, и заново пересматривает и примеряет – не подойдёт ли что-нибудь.
В результате историзму даже удаётся выработать несколько вполне оригинальных орнаментов. Но орнаменты эти больше подходят для техники литья. В кузнечном же деле, в целом, историзм не высказал ничего нового и интересного.

   

Завиток – символ, стиль, образ 10.

Конец XIX начало XX века – модерн (Art Nouveau). В конце XIX века на смену классическим формам и раскопкам историзма приходит новая яркая изобразительная идея – модерн.
Направления и внутренние стили модерна очень разнообразны. Это обширный растительный стиль, более строгий геометрический модерн, по-своему интересный – исторический модерн, переработавший идеи Египта, античности, готики и развившийся в целое направление – русский стиль.
Однако все направления модерна объединяет особая декоративная идея: во-первых, модерн в большинстве своих направлений не является продолжением эпохи классических стилей, в основе которых лежало рассмотрение достижений античной культуры. И если античная культура, черпая свои художественные образы из окружающей её жизни и системы верований, была вполне искренней и первичной, то классицизм XVII – XIX веков, имея другую систему религиозных ценностей и, смешав её с античной мифологией и эстетикой, как бы любуясь культурными достижениями античности, был в этом вполне вторичен. Модерн – это новая, первичная, как например, готика, для своего времени, художественная концепция.
Во-вторых, модерн, вырвавшись из оков классического ордера и тисков прямоугольной геометрии и симметрии, выработал новый изобразительный ряд, новый взгляд на композицию и её детали.
В-третьих, модерн – гораздо внимательнее, чем предшествующие стили, рассмотрел красоту линий и форм живой природы и применил эту красоту в своей эстетике. Своеобразие и заслуга модерна состоит в том, что он, не копируя буквально тот или иной предмет (дерево или птицу), использовал в своих композициях сам принцип природного формообразования.
К завитку модерн также подошёл многопланово. В различных направлениях модерна – роль завитка в композиции имеет весьма различную значимость.
В растительном модерне – традиционный завиток практически отсутствует, да он стилистически и не нужен.
В некоторых случаях – плавная спираль завитка – заменена особыми ломающимися формами.
В геометрическом модерне завиток иногда присутствует – как важный элемент композиции, а иногда отсутствует вовсе.
В некоторых композициях модерна завиток в его традиционном виде является доминирующем художественным элементом, а иногда – просто буйно заполняет всё композиционное пространство.
Иными словами, модерн пользуется завитком как своеобразной краской своей палитры – применяя её там, где это нужно.
Однако, что можно заметить в формообразовании и соединении завитков модерна – в большинстве случаев оно вполне традиционно, такое же, как в романском стиле, ренессансе или классических стилях. Тем не менее, эта традиционность не мешает композициям модерна иметь свою ярко выраженную идею стиля.
Здесь, пожалуй, ещё раз можно удивиться той абстрактности и универсальности завитка, которая позволяет ему оставаться важнейшим композиционным элементом, совершенно разных художественных концепций. Движение и жизнь, которые символизирует завиток, всегда привлекают к нему внимание художников и мастеров.
Возвращаясь к модерну, можно отметить, что, по сравнению с другими стилями изобразительного искусства – в художественной ковке – модерн, пожалуй, наиболее интересен.
В модерне было найдено огромное многообразие весьма различных художественных решений и идей. Кузнечные технологии обогатились массой новых приёмов, которых требовали новые линии модерна. Идеи модерна вполне актуальны и сегодня.

       

Завиток – символ, стиль, образ 12.

XX век- арт деко. Некоторые художественные решения, относящиеся к модерну, уже содержат элементы арт деко. Однако между этими стилями существует принципиальная разница.
Арт деко – это шаг от модерна к конструктивизму. Поэтому арт деко чётко геометричен и, в большинстве своём, симметричен. В нём нет форм, присущих растительному модерну, нет пластической свободы модерна. Тем не менее – это очень интересный и своеобразный стиль. В художественной ковке арт деко весьма ярок и значителен.
Не все композиции в стиле арт деко включают в себя завиток, однако там, где завиток используется, на него возложена, пожалуй, главная изобразительная роль.
Наряду с обычным соединением завитков в арт деко был выработан новый, характерный именно для этого стиля, метод. Завиток вырастает не плавно один из другого, а соединяется с другим под резким углом, как бы ломая плавность линий.
Другая характерная особенность завитков в арт деко – это волнистость линии завитка.
Вообще, завиток в арт деко часто используется для заполнения некоторой декоративной поверхности, своеобразного создания пятна из завитков как части общей композиции рисунка.
В арт деко очень широкое применение получило декорирование поверхности проката различными текстурами и фактурами. Это , в частности, характерно и для завитков. В некоторых композициях арт деко завитков так много, и они так плотно соединены, что сами завитки превращаются в фактуру или текстуру.
С точки зрения кузнечного ремесла – вещи, сделанные в этот период, отличаются очень высоким уровнем мастерства и своеобразными кузнечными технологиями, позволяющими соединять огромное количество мелких и крупных деталей.
Тщательная проработка поверхностей, чёткость соединений, наличие большого количества элементов, различные фактуры, интересные и сложные композиционные ходы - делают произведения декоративно-прикладного искусства периода арт деко значительным шагом в развитие художественной ковки.

   

XX – XXI века. Арт деко – это, пожалуй, последний своеобразный стиль XX века, выработавший в европейской ковке свои новые, интересные особенности и характерные черты. Последующие три четверти XX века и начало XXI века не создали в технике художественной ковке почти ничего нового, хотя интересных, сообразных пластике и стилю времени решений создано достаточно много. Во многих из них завиток также играет основную или достаточно важную художественную роль. Заметим, что в это время используются все вышеперечисленные архитектурно – художественные стили, однако в последние годы можно отметить особый интерес к модерну и совсем уж недавно к арт деко.

 


06.11.2016